Жанр
Натюрморт
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1978
Өлчөмү
69,5х91
Номери
14474-3353ж
Все пространство картины занимают полевые цветы. Мы видим только верхнюю часть большой вазы и в литровой банки, в которых они расположились. Тысячелистник, валериана, шалфей, маки, лютики. Разнообразнейшие оттенки: белого, желтого, красного, фиолетового, голубого, зеленого и коричневого. К этому цветному изобилию добавились цветы, нарисованные на вазе. Нарисованное и живое – это тема часто встречается в картинах художника. Здесь нарисованное загнано в рамку плоскости, а живое переливается через край. Солнце выхватило из темноты великолепие, а художник удерживает на свету, чтобы люди подольше им полюбовались. Один из лучших быстрых натюрмортов автора. Еще видны света, тени, рефлексы, но кажется, еще чуть-чуть, и конкретные предметы исчезнут – останется настроение. В пользу абстрагирования говорит маленький кружочек слева. Он удерживает всю это громаду форм и цветов в необходимой гармонии. Он нужен и поэтому появился. А что это? Не важно! Абстракция! Может нечто прилетело сверху? А может Шмель? Непохоже, но хочется так думать. Тогда получится, как в стихотворении «Импрессионизм» Осипа Мандельштама: «… И в этом солнечном развале / Уже хозяйничает шмель».
(1939- 1992)
Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.