Жанр
Натюрморт
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1988
Өлчөмү
80х100
Номери
11054-2778ж
Гулькайыр, белая мальва, травяные цветы в желтом керамическом кувшине. Они в центре композиции. Рядом расположились: сосуд из кожи, көөкөр, синий в тени лепестков и коричневый на свету; белый заварочный чайник с рисунком виноградной лозы на боку; перец, гранат, яблоки, персики и абрикосы. Все не уместились на синей прямоугольной салфетке: чайник и фрукты оказались на войлочном ковре, сделанном методом аппликации. Два или три шырдака, заполонили весь фон, всю горизонтальную и всю вертикальную плоскости. Слева выглядывает часть рисунка, характерная для циновки из чия. Почему так агрессивны узоры ковров? Они огромные, открыто-яркие, красно-синие, красно-зеленые, черно-белые. С концентрическими завихрениями, круглыми и квадратными, с характерными окантовками по бокам. Прямые линии треугольников будто конвоиры. Узоры ковров подбоченились, они здесь не для того, чтобы быть фоновыми статистами, они здесь главные! Они сами могут стать отдельной темой! Забываешь про цветы. Яростная красота контрастов отвлекает внимание от скромных нюансов. Кажется, здоровым красавцам будет легко победить обаяние, изысканно болеющих хандрой и декадансом. Но разве победишь эту прелесть? Бледную красоту русского модерна.
(1939- 1992)
Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.