Натюрморт. Правая часть триптиха «Уста»

Жанр

Натюрморт

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, май боек

Түзүү күнү

1984

Өлчөмү

79,5х60

Номери

11292-2803ж

Доминируют вертикали. Играют, вибрируют, чуть заметно наклоняются в разные стороны, по-супрематистски, изощрено, не дают взгляду остановится. Чуть-чуть овалов и кругов. Прямо посередине нечто непонятное треугольной формы. Это приспособление? Заготовка? Непонятно! Четко видны: вилы, два комуза (они корректно уравновешивают казахские домбры в левой части триптиха); заготовка для седла, сбруи и бак. А в центре композиции царствует хаос, это уже не вещи – это элементы композиции. Для художника – это уходящая натура. Он уже не углубляется в смыслы. Это общая болезнь кыргызской Школы живописи поздне-советского периода: художники вынуждено шли по логике безопасных формальных экспериментов, не углублялись в опасные смыслы. Этой болезнью полу-эстетизма кыргызское искусство страдает до сих пор. А на натюрморте мы еще узнаем предметы, но отдалено, отчуждено. И нас не охватывает радость от понимания. Мы никогда не ощутим их запаха, не исцарапаемся об их фактуру, не обнимемся телами-объемами, не обмажемся пылью-опилкам с ног до головы. Ремесло – уходящая натура. Но желание что-нибудь смастерить своими руками останется с нами навсегда!


Чокморов Суймонкул

(1939- 1992)

Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.