Осенний портрет

Жанр

Портрет

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Картон, май боек

Түзүү күнү

1977

Өлчөмү

79,8х60

Номери

920-381ж

Стильная работа, где совершено отсутствуют узоры. Здесь у мастера узором становится сама живопись. Лаконичная композиция, точный рисунок и цвета приведены к единому знаменателю. Необходимый синий. Осеннюю охру усиливают не оттенки красного зеленого коричневого, а именно этот контраст синего. Обычная женщина, заурядная внешность. Незаметная, в жизни не обратишь на нее внимания, но художник решил, что это портрет осени! Брутальная богиня урожая в Советской Киргизии? Не совсем так. Это было модно: делать героем простого человека в простой одежде с региональной спецификой. Рабочего и крестьянку с большими руками и смуглой кожей. В 70-е модно стало делать героями произведений искусства рядовых советских граждан. Пафос строителя коммунизма медленно угасал. А что же внутри? Чем же все-таки привлекла художника эта натура? Портрет, несомненно, написан с натуры: не придумаешь эту позу, лицо, настороженный взгляд. Почему именно осенний портрет? Осенний портрет – это когда убрали урожай и можно отдохнуть, и работница превращается в прекрасную женщину с загадочным взглядом и увядающей веткой барбариса в руках.


Чокморов Суймонкул

(1939- 1992)

Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.