Жанр
Анималистический
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Картон, май боек
Түзүү күнү
?
Өлчөмү
57,5х74,5
Номери
14472-3351ж
В пейзажах и натюрмортах 70-х, 80-х годов автор смело использует принципы модернистской живописи. Художнику они понадобились для решения своих индивидуальных задач: он вынужден быстро передавать мгновенья красоты, успевать быть, и актером, и художником. А модернизм – это скорость, в попытках ухватить ускользающее время двадцатого столетия. В СССР – это большей частью формальные находки, ничего серьезного в идеях. Это не развитие «чуждого» явления в лоне соцреализма. Советский модернизм – это химера! Может художник, чувствуя это, шутит и рисует индеек с павлиньими хвостами? Эти птицы – близкие родственники, но спутать их трудно. Сцена происходить в тени дерева. Здесь гуляют темно-фиолетовые, ярко голубые, белые, фантастические птицы, больше похожие на индеек, чем на павлинов. Формы птиц перекликаются с формой веток. Форма веток богаче, фантастичнее, но все они происходят из одного ствола, а птицы гуляют сами по себе, одна даже залетела повыше. Мастер сумел сделать так, чтобы холодная прозрачная зелень стала ближе к нам, а желто-оранжевая земля – дальше… Сравнение веток и птиц… И в этом вся идея? Странно! Страна такая… ей не нужны эксперименты. В небольших картинах-этюдах можно пошутить с химерами, намекая на что-то большее, но не больше. И может, понимая это, художник эту работу… не стал заканчивать.
(1939- 1992)
Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.