Жанр
Пейзаж
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Картон, май боек
Түзүү күнү
1957
Өлчөмү
20,8х30,7
Номери
1395-574ж
Самая ранняя из работ автора в музейном собрании. Он написал ее, когда был студентом Фрунзенского художественного училища. Небольшой этюд, сделанный в пойме реки. Утреннее солнце мягко освещает пожелтевшие деревья, кустарники, траву. Доминирует тусклая охра. Темнеет коричневый склон долины, темнеют верхушки деревьев на серо-голубом небе. Впереди светлые трава и камни. Красивый колорит, стильный и… однообразный. Разнообразия могла бы добавить вода! Ведь это не река? Даже, если это река, она будто застыла на месте. Скорее всего, после половодья в пойме возникло безводное ответвление. Было бы совсем грустно, если бы не акцент – одинокая фигура в светлой шапке с красной котомкой за плечами. Черный путник создает напряжение. Настроение спокойствия и безмятежности исчезает. Человек перешел безводное каменистое русло и идет дальше. А что дальше? Новые встречи, многообещающие знакомства или горькие разочарования? Линия путника пересекает линия фантома! Это нехороший знак. А может все значительно проще? Хорошо было бы, если бы у человека за плечами была… вязанка хвороста. Тогда все понятно…, а красная котомка напрягает, и чувство тревоги сквозит в каждой черточке этого талантливого этюда.
(1939- 1992)
Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.