Жанр
Натюрморт
Период
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал / Техника
Холст, масло
Дата создания
1982
Размер
50х70
Номер
905-366ж
Чаша пошутила, опрокинулась и рассыпала на белую скатерть фрукты. Груши сразу встали по краям, как охранники, и яблоки не успели разбежаться. Один фрукт все же отделился и случайно стал самым главным. Художница не стала приобщать его в кучу: так интереснее. И освещение нестандартное, свет идет сзади – это, так называемый, контражур. Появляется много рефлексов – так богаче. Однотонные тени коротки и падают прямо к зрителю. Штрихи-лепестки обозначают центр тарелки. А центр всего этого – кроваво-красное яблоко. А штрихи-пятна по фону, как блики на стене, обозначают нечто расплывчатое, нечто находящееся в нерезкости. Главное в работе живописца – это любование цветом и фактурой. Главное – умение создавать пространство и объемы, не мучаясь композиционными решениями и не углубляясь в сухие концепции. Концепция? Вот она – утомительные параллельные линии ставят заслон красивости снизу. Это ведь в ремесленной мастерской – не в салоне. И даже не в мастерской! А в больничной палате! На излечении от дурновкусия, приблизительности и неряшливости. До полного выздоровления далеко, но есть промежуточные результаты: эта работа не будет смотреться в мещанском интерьере. Она не до конца модернистская, и простому зрителю все будет ясно и понятно. Здесь пока нет вселенских вопросов и однозначных на них ответов, и натюрморт больше похож… на учебную постановку. Но художницу это не волнует. У нее есть свой зритель и своя цель – удержаться на золотой середине. Многие требуют от натюрморта большего и, возможно, совершают большую ошибку.
1942
Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родилась 8 марта 1942 года в селе Говсувар Баткенского района Ошской области. В 1965 году окончила Фрунзенское государственное училище, в 1970 году-художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии в Москве. В 1971-1979гг. преподавала во Фрунзенском художественном училище, затем в Национальном академии художеств Кыргызской Республики. С 1993 года-член Союза художников СССР. Айнагуль Садыкова-первая кыргызская женщина-художник, получившая высшее профессиональное образование. С одинаковым успехом работает почти во всех жанрах живописи. Она обладает тонким художественным вкусом, многоплановым образным мышлением, что проявляется в разнообразии и оригинальности композиционных решений ее работ. Лучшие ее произведения хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева. Награжден орденом «Данк» Кыргызской Республики.