Актриса

Жанр

Портрет

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, май боек

Түзүү күнү

1977

Өлчөмү

111х131

Номери

7199-2043ж

В 70-е годы Суйменкул Чокморов много снимается в кино и успевает заниматься живописью. Желание все успеть определило художественный метод – ала прима, в одно движение. Рисунок упрощается: доминируют: гибкая линия, своенравные точки и пятна. Меняется палитра: меньше земли, охры – больше анилиновых оттенков, открытых и прозрачных. Такой метод лучше передает бешенный темп современной жизни. В 1975 году Суйменкул Чокморов снялся в фильме «Красное яблоко» с Таттыбюбю Турсунбаевой, в 1977 году в фильме «Улан» с Натальей Аринбасаровой. Можно искать аналогии, но актриса на портрете – это не конкретный персонаж, это образ. После премьеры комната завалена цветами. Они везде: на коленях, в корзинах, в кувшине, в стакане. Розы, пионы, лилии и гортензии царствуют в композиционном цветовом хаосе. Его дополняет творческий беспорядок: на стул брошен плащ, сумка; на табуретке чайник с пиалой, груша. Беспорядок на столе. За открытым окном пугающе чернеет город. У актрисы совсем не радостное выражение лица: она осталась одна. После шумного вечера навалилась усталость. В живопись пришел новый персонаж, не строитель будущего и не герой славного прошлого – носитель парадоксальной городской культуры, где успех соседствует с одиночеством и море цветов навевает грустные настроения.


Чокморов Суймонкул

(1939- 1992)

Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.