Жанр
Портрет
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1985
Өлчөмү
89,2х90,2
Номери
1126-424ж
Старший лейтенант МВД, министерства внутренних дел, присел на диванчике. Он в парадном кителе, в белоснежной рубашке, рядом фуражка; на журнальном столике лежат цветы, завернутые в целлофан; за окном светлый морозный день. Возможно, портрет был написан в День советской милиции, который в СССР отмечали 10 ноября. А возможно – это было 23 февраля в День Советской армии и Военно-морского флота. До начала горбачевской «перестройки» рукой подать. Возможно, в связи с юбилеем молодой офицер получил очередное звание. Поздравили, преподнесли тюльпаны. Усатый старлей устал, присел на диванчик, одной рукой схватился за лоб, в другой держит книгу (уголовный кодекс?), глаза удрученно смотрят в пустоту. Задумался… а не должен был: профессия предполагает отсутствие рефлексий. На каждое «дело» есть своя готовая инструкция. А здесь молодой офицер стоит перед сложным нравственным выбором. А каков он был? Нравственный выбор в конце эпохи застоя? Возникли проблемы и все нужно решить честно-благородно, чтобы, и начальство было довольно, и простые граждане не страдали, а иногда это бывает невозможно. Отсюда эстетика портрета – это не реализм, и не модернизм – нарочито без стиля, без шаблонных красивостей, авторского почерка, живописной моды. Это эстетика фильма «Афоня», аутентично передающая время умелых приспособленцев. Вспоминается непогрешимый участковый Анискин в гениальном исполнении симпатичного, уверенного в себе, Михаила Жарова. Наш герой тоже симпатичен… своей неуверенностью.
1942
Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родилась 8 марта 1942 года в селе Говсувар Баткенского района Ошской области. В 1965 году окончила Фрунзенское государственное училище, в 1970 году-художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии в Москве. В 1971-1979гг. преподавала во Фрунзенском художественном училище, затем в Национальном академии художеств Кыргызской Республики. С 1993 года-член Союза художников СССР. Айнагуль Садыкова-первая кыргызская женщина-художник, получившая высшее профессиональное образование. С одинаковым успехом работает почти во всех жанрах живописи. Она обладает тонким художественным вкусом, многоплановым образным мышлением, что проявляется в разнообразии и оригинальности композиционных решений ее работ. Лучшие ее произведения хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева. Награжден орденом «Данк» Кыргызской Республики.