Портрет ветерана войны

Жанр

Портрет

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, май боек

Түзүү күнү

1985

Өлчөмү

80,3х58

Номери

11298-2809ж

Это портрет простого крестьянина: старенький темно-серый костюм, оранжевая рубашка и калпак какой-то нестандартный, не пафосный какой-то. Рабочий калпак: тулья невысокие и поля опущены. Сидит на фоне ковра, так делают фотографии в аилах, и опирается рукой на палочку. В контраст простоте персонажа заиграл всеми красками и формами нарядный туш кийиз, настенный ковер. Кажется, он чересчур выпирает и мешает увидеть главное. Но на самом деле, это хитроумный композиционный ход! Народные узоры повторяются в форме бороды, морщин на лице, морщинистых рук. И появляется молодецкая осанка, и во взгляде – достоинство. Ветеран – это маленький человек, и в этом его величие! Была такая мода в среде советской интеллигенции эпохи застоя. После стихов Роберта Рождественского «На Земле, безжалостно маленькой…» (1969) стали не нужны медали и ордена, даже орденской ленточки не надо! А на прославление подвига маленького человека «на всей земле не хватило мрамора…». Художник стремился изобразить черты вечности. Но позировал конкретный человек. Кто он? Четверо братьев Чокморовых – Султан, Чолпонкул, Чолпонбай и Намырбек – воевали. Чолпонбай погиб в июле 1941 года. Остальные вернулись. Намырбек служил в милиции. Старший, Султан, пошел по стопам отца, великолепно освоил кузнечное дело, имел ордена и медали. Умер в 1995 году в возрасте восьмидесяти семи лет. Может это он позировал для портрета? Надежных свидетельств нет. Представители многочисленной семьи Чокморовых отличались скромностью и не торопились попасть в историю. В современном Кыргызстане их не поняли бы. Какой-такой простой человек? Награды нужны! Ордена, медали! Свидетельства успешности нужны! Нужно лезть в историю, толкаясь локтями, в кандидаты-депутаты, в чиновники-бизнесмены!


Чокморов Суймонкул

(1939- 1992)

Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.