Жанр
Пейзаж
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1986
Өлчөмү
58,7х72,6
Номери
12181-3018ж
Пришла вода по арыкам: течет вдоль улочки, между дувалами и деревьями и наполняет небольшую запруду. Ранее утро, никого нет; девушка в красном платье направила полив на свой участок, и решила сама освежится: стоит босиком в прохладе и трогает руками чудесную влагу. Лето, голубое небо, белые облака. Шумят деревья, журчит вода! Но доминанта композиции – большая прямоугольная стена. Она завладела всем центром и даже больше. Главное – стена дувала! А почему? Художница – хороший реалист и не будет делать композицию ради композиции. Здесь есть какой-то смысл! Его трудно выразить словами. Стена – пустая и самодостаточная – надменно молчит. Ей ничего не нужно, ей не нужна вода и в этом ее сила! Рядом с водой всегда те, кому она не нужна! Все тленно – деревья, девушка, мелкие радости. А стена будет стоять дольше всех и будет разрушаться вечность… Какая мрачная философия… Художница чувствует – не нужно соцреализма, не нужно ликующей природы, цветущих садов и журчащих ручьев. Стена правдивее! Почему? Глиняная охра – это дороги и стены. Они гасят буйство зеленого и сдерживают оттенки темного, отражающего деревья и стены. Стены – это порядок и дисциплина. Они будут решать, когда в сады придет спасение; они будут разрешать деревьям пить. Не могут люди без этих глухих стен, которые делят сад на «мой» и «твой» и поэтому, главное здесь – разделяющая стена! Вот о чем этот простенький с виду пейзаж.
1942
Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родилась 8 марта 1942 года в селе Говсувар Баткенского района Ошской области. В 1965 году окончила Фрунзенское государственное училище, в 1970 году-художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии в Москве. В 1971-1979гг. преподавала во Фрунзенском художественном училище, затем в Национальном академии художеств Кыргызской Республики. С 1993 года-член Союза художников СССР. Айнагуль Садыкова-первая кыргызская женщина-художник, получившая высшее профессиональное образование. С одинаковым успехом работает почти во всех жанрах живописи. Она обладает тонким художественным вкусом, многоплановым образным мышлением, что проявляется в разнообразии и оригинальности композиционных решений ее работ. Лучшие ее произведения хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева. Награжден орденом «Данк» Кыргызской Республики.