Жанр
Портрет
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Картон, темпера
Түзүү күнү
1975
Өлчөмү
70,5х48,5
Номери
7772-2128ж
Геннадий Базаров (1942), режиссёр, сценарист, Народный артист Кыргызской Республики (1991). Ко моменту написания портрета – автор знаменитых фильмов: «Материнское поле» (1967), «Засада» (1969), «Улица» (1972). До 1975 года Суйменкул Чокморов не снимался в фильмах Геннадия Базарова. Усатый молодой человек в черном свитере с сигаретой в руке смотрит прямо на зрителей. Во взгляде вопрос и вызов. Он уверен в своем призвании, в своем праве заниматься самыми актуальными проблемами современности. Раздумья посещают его в кабинете за письменным столом. Портрет сделан на фоне стены и окна. Письменного стола не видно. Зрители отмечают неестественно большую руку. Возможно, главное тут именно рука с дымящейся сигаретой, которая вместе с взглядом, символизируют решимость дать ответы на самые актуальные вопросы современности. Такие перед ними стоят задачи – не меньше… Но, скорее всего, это предварительный этюд к большому замыслу и сделан он без уточнения соотношения больших масс. Главное – настроение! Задорное, светлое, оптимистичное. В 1986 году, через десять лет, художник напишет картину «Кинематографисты Киргизии». Там Геннадий Базаров стоит в такой же позе, без сигареты, в бирюзовом джемпере, в темном пространстве павильона. Смотрит жестче и озабочен производственными вопросами. А пока, перед нами симпатичный тридцатитрехлетний молодой человек, талантливый артист, с открытым взглядом и чистыми помыслами. В будущем Суйменкул снимется в фильмах Геннадия, таких как: «Зеница ока» (1976), «Каныбек» (1978), «Первый» (1984).
(1939- 1992)
Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.