Жанр
Портрет
Период
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал / Техника
Холст, масло
Дата создания
1977
Размер
79,5х60
Номер
6978-2034ж
Скорее всего, это портрет Героя Социалистического Труда КУЛЬСАРЫ СУЛАЙМАНОВОЙ. В 1956 году в возрасте 26 лет она стала звеньевой бригады. Ее звено стало лучшим в районе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1965 года за успехи, достигнутые в повышении урожайности, увеличении производства и заготовок сахарной свеклы, КУЛЬСАРА СУЛАЙМАНОВА была удостоена звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1976 году КУЛЬСАРА СУЛАЙМАНОВА была избрана депутатом Верховного Совета СССР. КУЛЬСАРА СУЛАЙМАНОВА – мать-героиня, у нее 12 детей. На портрете художник дает свою трактовку понятию «герой из народа». Мы не видим орденов и медалей, нет мещанских красивостей. Спокойный и уверенный в себе человек, такая, какая есть. Без украшений и приукрашиваний. Бежевый костюм советского мешковатого дизайна. Большие нелепые пуговицы. Выпирает треугольник ослепительно белой рубашки в крапинку. Революционная алая косынка превратилась в бесформенный платок. Фигура заполнила все пространство, даже руки выходят за края. Фон – зеленое свекловичное поле. Детально проработано лицо, все остальное написан обобщено. Это не суровый стиль брутальной формы. Здесь откровенность некрасива. А это уже модернизм… В Кыргызстане редко писали парадные портреты, а если и писали, то делали это как-то неправильно. Есть расхожая фраза о том, что соцреализм есть восхваление начальства в доступной начальству форме. А в данном случае это не так. Конечно, такую «слишком правдивую» работу позволили сделать народному артисту, лауреату премии Ленинского комсомола, любимцу публики международного масштаба. Я считаю, что «советский модернизм» создали успешные люди, мажоры в существующей коммунистической системе.
(1939- 1992)
Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.