Жанр
Портрет
Период
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал / Техника
Холст, масло
Дата создания
1975
Размер
90х57,5
Номер
6501-1921ж
ДЖАНГОРОЗОВА АЛИМАН (1914-1993) – актриса театра и кино. Народная артистка Киргизской ССР (1967). Снималась в таких известных фильмах, как: «Небо нашего детства», «Алые маки Иссык-Куля», «Лютый». Чон Апа сидит на ковре, обхватив руками колено, в национальном женском головном уборе, ЭЛЕЧЕКЕ, на фоне нарядных ковров и разноцветных одеял, сложенных в стопку. Тонко и изыскано по цвету, рисунок кажется реалистичным, но художника не интересует подобие – его интересуют узоры! Лицо и одежда – это прихотливые узоры. Из чего возникают национальные узоры? Из добрых глаз! Из благородной осанки! Полных достоинства мягких линий. Из чуть изогнутых губ, в которых учтиво прячется житейская мудрость. Выдвинуты вперед огромные, натруженные руки. Они не умещаются в плоскости картины! Оправданный прием. Этот портрет был персонажем небольшого эпизода фильма «Красное яблоко» (1975, режиссер Толомуш Океев). Суйменкул Чокморов в главной роли, играет художника, который пишет портрет бабушки. Эпизод – развитие сюжета, но за это время художник успевает изложить кредо «асфальтового киргиза»: в городе забот хватает; болезни отступают, когда много работаешь; забываешься, когда творишь. Портрет понравился и Чон Апа приглашает художника к себе в аил, в горы, попить кумыса, набраться сил и здоровья.
(1939- 1992)
Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.