Расправа над активистами

Жанр

-

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, май боек

Түзүү күнү

1984

Өлчөмү

149,х180

Номери

1002-409ж

Враги советской власти ворвались ночью в дома спящих активистов, борцов за революционные преобразования. Застали врасплох, троих вяжут веревками и уводят на расправу. В левую сторону оттеснили стариков, они кричат от ужаса. А что они могут против молодых? К тому же головорезов гораздо больше, в композицию уместились восемь членов банды. На земле топчется красное полотнище. И скоро земля обагрится кровью, сабля есть, но пока ещё в ножнах. Главарь басмачей на черном коне. Других деталей нет, обо всем говорит экспрессия фигур. Фон – горная долина. Глиняная охра и холодный черный создают атмосферу ужаса… Сейчас мы к таким темам относимся иначе. И определение «басмач» воспринимаем по-другому. А тогда, талантливый советский художник хотел засвидетельствовать свою политическую благонадежность и немного денег подзаработать. В 1984 году праздновали юбилей – 60 лет Коммунистической партии Советской Киргизии. И, скорее всего, тематических выставок было великое множество. С них музей должен был закупать идеологически выдержанные работы… Видно, что сцена увлекла автора драматичностью, движением масс, вспышками света. В те времена уместно смотрелась театральность революционной романтики и ходульные персонажи эпохи становления советской власти: басмачи в чалмах – страшные, бородатые, и активисты – молодые, светлые. Оптимистическая трагедия в том, что враги временно одерживают верх, используя подлые приемы. Все искусство СССР служило целям воспитания у молодежи правильного коммунистического миропонимания. Вспоминается фильм «Поклонись огню» (1971, режиссер Төлөмүш Океев), финальная сцена из этого фильма – страшная и кровавая. А как сейчас можно решить эту тему? Показать, как большевики расправляются с басмачами? Черные большевики и светлые басмачи? Не знаю. И никто не знает. С одной стороны, мы полюбили советские шаблоны, например через фильм «Седьмая пуля» (1972), в котором Суйменкул Чокморов великолепно сыграл роль борца с басмачеством. А с другой стороны, расправа – это всегда плохо.


Джумабаев Джамбул

(1946-2005)

Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родился 25 декабря 1946 года в селе Мырза-Арык Узгенского района Ошской области. В 1960-1965гг. учился в художественной школе при Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, с 1965 года – во Фрунзенском художественном училище. Работал в живописи, станковой и книжной графике, кино. Наиболее ярко проявил себя в жанровой картине и портрете. Тематика большинства живописных работ художника навеяна родными ему местами Южной Киргизии и впечатлениями детства, юности. Он построены на перетекании нежных, сближенных цветов, наполнены дыханием природы, лирическими чувствами художника. Как художник-постановщик Д. Джумабаев участвовал в создании телефильмов «Солдатенок» по одноименному рассказу Ч. Айтматова («Киргизтелефильм, 1972), «Поет Булат Минжилкиев» ( «Киргизтелефильм», 1973) и художественного фильма «Красное яблоко» по одноименному рассказу Ч. Айтматова («Киргизфильм»,1974). С 1972- года член Союза художников СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Его работы находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также Государственном музее народов Востока (Москва), в музеях и частных собраниях ближнего и дальнего зарубежья.