Трудные годы

Жанр

-

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, май боек

Түзүү күнү

1985

Өлчөмү

99х100

Номери

1129-427ж

Справа стоит аксакал, слева сидит на скамейке бабушка, держит на коленях ребенка. Видна часть дома, веранда, дверь, окно. Мужчины воюют, женщины на трудовом фронте. Старики в тревоге: вернутся ли мужчины? И как там у женщин? Бывает тревога светлая, а это темная. Очень грустный дедушка, невеселая бабушка, ребенок вскинул руки, но не радостно – капризничает. Фон условный, нет зелени, нет голубого неба. Есть только фактура. Происходит сближение формальных признаков работ Джамбула Джумабаева и Сатара Айтиева. Но у Джамбула все сделано красивее. Слишком красиво! Не хватает сложных эмоций, парадоксальных ассоциаций. И мастерство художника не помогает. Почему так сильно, голубым цветом, выделена дверь? Как будто это выход в другое пространство… Скорее всего, это формальный акцент, сделан по композиции и в этом заключается его единственный смысл. В середине 80-х усиливаются противоречия советского модернизма. Он остается сюжетным и теряет актуальность. Темы, которые можно было безопасно обсуждать на птичьем языке, закончились. Произведения не о чем – это общий итог, к которому придет изобразительное искусство Советской Киргизии. Этой болезнью станковая живопись Кыргызстана болеет до сих пор… Здесь можно попытаться актуализировать сюжет! Выяснять: чей это ребенок? Где мать, был ли отец? Но не надо этого делать. Скоро начнется «перестройка и гласность», все будет подвергаться сомнению и антихудожественной чернухи будет предостаточно.


Джумабаев Джамбул

(1946-2005)

Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родился 25 декабря 1946 года в селе Мырза-Арык Узгенского района Ошской области. В 1960-1965гг. учился в художественной школе при Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, с 1965 года – во Фрунзенском художественном училище. Работал в живописи, станковой и книжной графике, кино. Наиболее ярко проявил себя в жанровой картине и портрете. Тематика большинства живописных работ художника навеяна родными ему местами Южной Киргизии и впечатлениями детства, юности. Он построены на перетекании нежных, сближенных цветов, наполнены дыханием природы, лирическими чувствами художника. Как художник-постановщик Д. Джумабаев участвовал в создании телефильмов «Солдатенок» по одноименному рассказу Ч. Айтматова («Киргизтелефильм, 1972), «Поет Булат Минжилкиев» ( «Киргизтелефильм», 1973) и художественного фильма «Красное яблоко» по одноименному рассказу Ч. Айтматова («Киргизфильм»,1974). С 1972- года член Союза художников СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Его работы находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также Государственном музее народов Востока (Москва), в музеях и частных собраниях ближнего и дальнего зарубежья.