Жанр
-
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1970
Өлчөмү
139,5х220
Номери
4614-1451ж
Колорит темный. Это формальный признак работ кыргызского мажорного модернизма. Манера плотно работать по фону без белил. Критики обвиняли в подражании московским коллегам. Но наши живописцы сумели найти свою собственную вариацию общесоюзного движения и даже стали во главе его… на некоторое время… Не покидает чувство, что все это, как будто игрушечное. Скачки будто игрушечные. Не хватает сложности и глубины картин «Пробуждение» и «Семейный разговор». Но появляется другая сложность! Здесь много постмодернистских загадок, которые нужно читать, как гипертекст. Некоторые загадки не читаются, и остаются формальными упражнениями. Упражнения смотрятся убедительно, потому что за ними стоит загадка! Вот такая постмодернистская тавтология! Легко разгадывается отсылка – оммаж, как сейчас модно говорить – к Петрову-Водкину. Впереди, конечно же, красный конь! И типы из «Самаркандии»! Есть отсылка посложнее: в центре композиции на втором плане, на холме, на зеленой траве, расположилась отдыхающая парочка. Она очень напоминает парочку из работы «Весна» Кузьмы Петрова-Водкина 1935 года. Только наш ухажер разлегся, подперев рукой голову. У Петрова-Водкина такая фигура есть, но она женская и обнаженная! И пространство здесь нарочито плоское. Почему в кыргызской живописи пространство нарочито плоское? Из-за гор? Все время видишь горы издалека, они плоские, как в длиннофокусном объективе… Вперед вырвался молодой! Молодым у нас везде дорога! Опять революционный красный конь впереди партийной номенклатуры (номенклатура в шляпе в середине). Художник не хочет и не может делать советскую колхозную идиллию. И немножко издевается. Кони все одинаковые, как на карусели. Откуда это? Различаются только по цвету, одни выделяются на темной зелени, другие – растворяются. Кони будто сделаны по трафаретам Художественного фонда! Ах вот откуда это! Это «оммаж» халтурам Художественного фонда! Сделали халтуру и трафареты в дело пошли, для постмодернистской живописи. А вот всадники все разные. Трафаретов не было. Есть темная лошадка… Фигура одинокого зрителя вдали тоже кого-то напоминает, но кого? Не вспомнить. Видишь, что все это откуда-то. Но разобраться невозможно. Постмодернизм… В 1970 году – это было ново, смело, талантливо! Правда загадки никто не отгадывал.
(1946-2005)
Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родился 25 декабря 1946 года в селе Мырза-Арык Узгенского района Ошской области. В 1960-1965гг. учился в художественной школе при Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, с 1965 года – во Фрунзенском художественном училище. Работал в живописи, станковой и книжной графике, кино. Наиболее ярко проявил себя в жанровой картине и портрете. Тематика большинства живописных работ художника навеяна родными ему местами Южной Киргизии и впечатлениями детства, юности. Он построены на перетекании нежных, сближенных цветов, наполнены дыханием природы, лирическими чувствами художника. Как художник-постановщик Д. Джумабаев участвовал в создании телефильмов «Солдатенок» по одноименному рассказу Ч. Айтматова («Киргизтелефильм, 1972), «Поет Булат Минжилкиев» ( «Киргизтелефильм», 1973) и художественного фильма «Красное яблоко» по одноименному рассказу Ч. Айтматова («Киргизфильм»,1974). С 1972- года член Союза художников СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Его работы находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также Государственном музее народов Востока (Москва), в музеях и частных собраниях ближнего и дальнего зарубежья.