Портрет чабана

Жанр

Портрет

Период

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал / Техника

Картон, масло

Дата создания

1980

Размер

37,2х25,8

Номер

10195-2552ж

Оригинальный калпак защищает загорелое лицо от полуденного солнца, воротник рубашки расстегнут. Видно, что художник застал чабана врасплох, в повседневной одежде, в самых обычных условиях. Чабан согласился позировать и одновременно отдыхает от работы. В бороде седина, черные усы и брови, один глаз красный от прожилок. Крепкий, поджарый, улыбчивый аксакал на фоне зеленого луга. В верхнем правом углу акцентом желтеет одуванчик. Быстрая живописная зарисовка, сделанная на будущее, в расчете на развитие темы. Но со временем талантливый этюд приобрел значение вполне самостоятельной работы. Вот она – сила реализма! Вот она – важность работы с натуры! Такой тип не сохранился! И отношение такое не сохранилось. В СССР уважали простых людей. И простые трудяги уважали себя. Носили практичные калпаки «местного производителя», не старались выглядеть приличней, не стеснялись, да и стесняться-то было нечего. Невозможно повторить этот уникальный советский пафос, возродить социалистическую утопию.


Чокморов Суймонкул

(1939- 1992)

Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.