Портрет

Жанр

Портрет

Период

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал / Техника

Холст, масло

Дата создания

1974

Размер

70х59

Номер

6034-1799ж

Портрет жены художника назван просто «Портрет». Автора не интересует конкретный человек – он хочет понять типичное. Этот женский тип появился в искусстве СССР сразу после оттепели. И все заговорили о феномене сложном, неоднозначном, сомневающемся и свободным в своих сомнениях! Это Лёля – Татьяна Лаврова (Девять дней одного года. 1962, режиссер Михаил Ромм); Таня – Маргарита Терехова (Здравствуй, это я! 1965, Фрунзе Довлатян); бортпроводница Наташа Александрова – Татьяна Доронина (Ещё раз про любовь. 1968, Георгий Натансон). К сожалению, кино Республики до такой откровенности и неоднозначности не доходило. Напускной серьезности было много, пафосной актуальности за край, а современного, городского, эмансипированного, взбалмошного и симпатичного женского образа не было. И нет. Зато такой образ появился в кыргызский живописи. Образ не такой яркий, не такой артикулированный. Пластичный, многоликий. И композиционно сделано так, что персонаж оказывается в области «полусвета-полутьмы», в области полу-смыслов. Свет зелено-голубой сзади, там ярко и интересно, и все понятно. Там компания, и никто ни в чем не сомневается. А женщина уединилась. Сидит нога на ногу и скрестила руки. Одета просто и стильно. Перед ней сиренево-фиолетовое будущее, а, скорее всего – ничто. Смотрит в ничто и теребит пальцем губы. Сильно задумалась и уже не так безмятежна. Напряжение передают складки одежды. И кисти рук – не анатомия, не рисунок, а какие-то неясные изломанные знаки. Сомнения неизбежны и убивают гармонию. Дальше должно было появиться нечто типа советской экзистенции под Микеланджело Антониони с Моникой Витти. Но не появилось, и в кино СССР не могло появиться. А в живописи? В нашей живописи? К сожаленью, тоже нет… В общем, советский художник 70-х так и не понял портрет жены художника.


Джумабаев Джамбул

(1946-2005)

Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родился 25 декабря 1946 года в селе Мырза-Арык Узгенского района Ошской области. В 1960-1965гг. учился в художественной школе при Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, с 1965 года – во Фрунзенском художественном училище. Работал в живописи, станковой и книжной графике, кино. Наиболее ярко проявил себя в жанровой картине и портрете. Тематика большинства живописных работ художника навеяна родными ему местами Южной Киргизии и впечатлениями детства, юности. Он построены на перетекании нежных, сближенных цветов, наполнены дыханием природы, лирическими чувствами художника. Как художник-постановщик Д. Джумабаев участвовал в создании телефильмов «Солдатенок» по одноименному рассказу Ч. Айтматова («Киргизтелефильм, 1972), «Поет Булат Минжилкиев» ( «Киргизтелефильм», 1973) и художественного фильма «Красное яблоко» по одноименному рассказу Ч. Айтматова («Киргизфильм»,1974). С 1972- года член Союза художников СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Его работы находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также Государственном музее народов Востока (Москва), в музеях и частных собраниях ближнего и дальнего зарубежья.