Жанр
-
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1980
Өлчөмү
88,5х149,5
Номери
8955-2389ж
Осень, окраина села, домики, хозяйственные постройки, деревья. Женщины ждут рейсового автобуса. Ждут возле дороги, которой не видно, она проходит впереди картины, там, где зритель. Стоят рядом старшая, средняя и молодая с ребенком, к ним прижалась девочка. В стороне одинокая фигура держит ношу на голове. Вместе – близкие, а та, что к ним не присоединяется, – просто односельчанка. Значит село не маленькое. Темно-коричневая земля, пожелтевшие деревья, охра и оттенки. И яркие цветные вставки. Колористическое единство, которое состоит из нескольких слоев. Нижний слой прозрачный, жидкие краски расползаются тонкими оттенками. Другой слой плотнее, это смеси, простые и сложные, растираемые кистью на палитре. Еще один слой наносится мастихином – это открытые цвета, такие, какие они в натуре. И получается технология невероятно сложной живописной партитуры Юга! Не гармония, для одномерных – какофония. А если отзовешься, становишься соавтором, самого плодотворного периода в творчестве мастера. Композиция не подчиняется правилам и освещение произвольное, как бесконечное небо. Смысл воспринимаешь согласно законам, которые создал мастер. Это пластическая метафизика Юга. Цель та же, что и у мэтров реализма. Но автор не хочет по крупицам накапливать образ. Он колдует прямо на холсте, неистово, безотчетно, подчиняясь только своему художественному инстинкту. Он свободен настолько, насколько ему позволяет окружение. А ситуация в 80-х была фантастически благоприятная!
(1946-2005)
Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родился 25 декабря 1946 года в селе Мырза-Арык Узгенского района Ошской области. В 1960-1965гг. учился в художественной школе при Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, с 1965 года – во Фрунзенском художественном училище. Работал в живописи, станковой и книжной графике, кино. Наиболее ярко проявил себя в жанровой картине и портрете. Тематика большинства живописных работ художника навеяна родными ему местами Южной Киргизии и впечатлениями детства, юности. Он построены на перетекании нежных, сближенных цветов, наполнены дыханием природы, лирическими чувствами художника. Как художник-постановщик Д. Джумабаев участвовал в создании телефильмов «Солдатенок» по одноименному рассказу Ч. Айтматова («Киргизтелефильм, 1972), «Поет Булат Минжилкиев» ( «Киргизтелефильм», 1973) и художественного фильма «Красное яблоко» по одноименному рассказу Ч. Айтматова («Киргизфильм»,1974). С 1972- года член Союза художников СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Его работы находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также Государственном музее народов Востока (Москва), в музеях и частных собраниях ближнего и дальнего зарубежья.