Жанр
-
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Холст, смешенная техника
Түзүү күнү
1983
Өлчөмү
90х119
Номери
9570-2448ж
Кто теперь будет спорить с тем, что Джамбул Джумабаев – это первый постмодернист в изобразительном искусстве Кыргызстана? Художник может работать в разных стилях одновременно и одинаково хорошо! Играючи… Ребята после работы играют в футбол. Скорее всего, целинники. Или строители? Монтажная бригада тянет линию электропередач. Точнее не определишь. Рядом вагончик, сделан навес – место для приема пищи, отдыха и проведения совещаний. Других «говорящих» объектов нет. Играют трое на трое. Двое не играют, их больше интересует девушка, наверное, повариха. Она отдыхает, значит уже поужинали. Окончание длинного летнего дня, солнце заходит. Живописное пространство образуют большие массы. Огромное небо, золотистое, чистое, насыщенное и давящее. Самостоятельное и ничего ему более не надо! Освещенные поверхности – светлая охра; собственные тени – красная; длинные, падающие тени – коричневые и холодные. А фигуры узнаваемые! Типичные, высокохудожественные! Их разрабатывали многие поколения российско-советских художников. Поэтому и получилось хорошо. С одной стороны, это свидетельствует о мастерстве. А с другой – о компилятивности. В Советском Союзе быстрая смена манеры оправдывалась несколькими уважительными причинами: во-первых, заказом; во-вторых, творческими поисками; и, в-третьих, заданной темой предстоящей выставки. Например, «Комсомол – целине!» Возможно, это эскиз к кинофильму с одноименным названием? И манеру диктовала стилистика сценария? Сейчас считается, что это более сложный вопрос. Мастер понимает, что один стиль (манера, почерк) имеет свои ограничения, и для другой темы пробует другой стиль (манеру, почерк). Художник имеет право на эксперимент, право на моральную и финансовую поддержку! Поддержка была: работа куплена музеем. Но постмодернистский эксперимент, он к чему-то! Он же не сам по себе! Он от понимания, что все куда-то движется с чудовищной быстротой и надо догонять. А куда бежать? Непонятно! Невозможно дальше развивать форму, и содержание развивать невозможно! И появляется манера, которую потом назовут постмодернизмом. Если надо, автор может сделать чужую манеру своей. А надо ли? Похоже на шутку очень умного и талантливого художника, который не знает, что делать и начинает игру! Тему взял российскую и с названием не мучился.
(1946-2005)
Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родился 25 декабря 1946 года в селе Мырза-Арык Узгенского района Ошской области. В 1960-1965гг. учился в художественной школе при Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, с 1965 года – во Фрунзенском художественном училище. Работал в живописи, станковой и книжной графике, кино. Наиболее ярко проявил себя в жанровой картине и портрете. Тематика большинства живописных работ художника навеяна родными ему местами Южной Киргизии и впечатлениями детства, юности. Он построены на перетекании нежных, сближенных цветов, наполнены дыханием природы, лирическими чувствами художника. Как художник-постановщик Д. Джумабаев участвовал в создании телефильмов «Солдатенок» по одноименному рассказу Ч. Айтматова («Киргизтелефильм, 1972), «Поет Булат Минжилкиев» ( «Киргизтелефильм», 1973) и художественного фильма «Красное яблоко» по одноименному рассказу Ч. Айтматова («Киргизфильм»,1974). С 1972- года член Союза художников СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Его работы находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также Государственном музее народов Востока (Москва), в музеях и частных собраниях ближнего и дальнего зарубежья.