Жанр
Пейзаж
Период
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал / Техника
Холст, масло
Дата создания
1983
Размер
9678-2458ж
Номер
9678-2458ж
Мы видим землю сверху, а людей с обычного уровня. Напоминает эскиз для театра, или для фильма. На заднике зигзагом выстроились стены домика, построек, заборов. Они прячут от нас сельские дворики с пожелтевшими листьями на деревьях. На сцене в основном женщины. Трое шагают строем (наверное, идут на базар). Взрослые несут на головах узелки: женщина и подросток в синих джинсах, назовем его Ромео. Рядом девочка. Еще одна нарядная женщина идет с коромыслом. Загораживает Джульетту в фиолетовом, которая замерла возле дерева и прячется за ствол. Охристый шар кроны бесхозного дерева – центр общего пространства. На земле бараны и вместе с ними пасется единственный мужчина… Все остальные персонажи спрятаны до поры до времени за белыми стенами. Экспозиция драмы, в которой действия не будет. Остается картинка, отнюдь не благостная. Конфликт создается не сюжетом, а цветом и формой. Трое – это сплоченность, одинаковость, порядок и ритуал. Нарядная, желто-красная, треугольная, излишне активная, она в контрах с тремя правильными. Черная фигура в проеме двери. И многоговорящий черный проем на голубом. Сосредоточение в единственном окне. Все элементы вместе рисуют стрелку вправо. А зачем? Иногда, кажется, что черное в середине – это и есть настоящий центр. Но о чем нам сможет рассказать пасущийся баран? Да! Здесь важен не сюжет – важны эмоции, которые вызывает… абстракция! Но перед нами не чистая абстракция. Узнаются фигуры и характеры, и они о многом… молчат! Это Юг! Пассивный и яростный, знакомый и загадочный, приветливый и равнодушный.
(1946-2005)
Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родился 25 декабря 1946 года в селе Мырза-Арык Узгенского района Ошской области. В 1960-1965гг. учился в художественной школе при Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, с 1965 года – во Фрунзенском художественном училище. Работал в живописи, станковой и книжной графике, кино. Наиболее ярко проявил себя в жанровой картине и портрете. Тематика большинства живописных работ художника навеяна родными ему местами Южной Киргизии и впечатлениями детства, юности. Он построены на перетекании нежных, сближенных цветов, наполнены дыханием природы, лирическими чувствами художника. Как художник-постановщик Д. Джумабаев участвовал в создании телефильмов «Солдатенок» по одноименному рассказу Ч. Айтматова («Киргизтелефильм, 1972), «Поет Булат Минжилкиев» ( «Киргизтелефильм», 1973) и художественного фильма «Красное яблоко» по одноименному рассказу Ч. Айтматова («Киргизфильм»,1974). С 1972- года член Союза художников СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Его работы находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также Государственном музее народов Востока (Москва), в музеях и частных собраниях ближнего и дальнего зарубежья.