Южный мотив

Жанр

-

Период

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал / Техника

Холст, масло

Дата создания

1984

Размер

89,5х99,7

Номер

11248-2792ж

Молодая женщина с утра идет на работу, например, торговать на базаре. Одной рукой поддерживает ношу на голове; другой – перевязанный скатертью поднос с провизией. В красном платье, в голубой безрукавке, в косынке такого же цвета. Оглядывается на укутанную колыбель, ее качает женщина постарше. Женщина уходит на заработки – дома остается бабушка с маленьким ребенком. Наверное, так. Слева виден ствол дерева и часть кроны. Вдали теснятся домики – это южный город. Художник начал с прозрачного подмалевка охрами и черным, а потом добавил цвета. Так делали старые мастера, но в модернизме приемы акцентируются. Цвет располагается не по форме и не по смыслу – по композиции. Более того, форма произвольно разбивается цветом на части. Так интереснее! Это игра! Доминирует желтый, перекликаются голубой и красный. Часто они существует сами по себе, как самостоятельные элементы современного дизайна. Это цветовой дизайн южного мотива! Когда возникло слово мотив? Оно обозначало нечто мимолетное, неуловимое, настроенческое. Без всякой идеологии. Но мотив – есть нечто устоявшееся, а здесь эксперимент. Это современный юг и немного непонятный. И художника не смущает, что фигура справа похожа на мастерового армянина, судя по халату, шароварам и головному убору. А постройки южного города напоминают архитектуру средиземноморья. Его не волнуют эти несоответствия, в несоответствиях он видит новую форму. Он гражданин мира и заимствования уже не кажутся таковыми. Ведь в итоге все должно стать общим! И искусство должно быть без границ и условностей, когда талант понимает талант и они вместе служат народу, улучшая его вкусы, делая их разностороннее и глубже. Таланты дарят способность воспринимать парадоксы! И через это понимать красоту! И на этом пути всех нас ждут фантастические духовные открытия! Это было главной особенностью кыргызского модернизма! Главное – оптимизм! Затем сюжет с загадкой и в конце – парадоксальный цвет по парадоксальной форме… А сейчас мы назовем это эклектикой, потому что нет мирового сообщества талантливых художников. И не предвидится.


Джумабаев Джамбул

(1946-2005)

Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родился 25 декабря 1946 года в селе Мырза-Арык Узгенского района Ошской области. В 1960-1965гг. учился в художественной школе при Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, с 1965 года – во Фрунзенском художественном училище. Работал в живописи, станковой и книжной графике, кино. Наиболее ярко проявил себя в жанровой картине и портрете. Тематика большинства живописных работ художника навеяна родными ему местами Южной Киргизии и впечатлениями детства, юности. Он построены на перетекании нежных, сближенных цветов, наполнены дыханием природы, лирическими чувствами художника. Как художник-постановщик Д. Джумабаев участвовал в создании телефильмов «Солдатенок» по одноименному рассказу Ч. Айтматова («Киргизтелефильм, 1972), «Поет Булат Минжилкиев» ( «Киргизтелефильм», 1973) и художественного фильма «Красное яблоко» по одноименному рассказу Ч. Айтматова («Киргизфильм»,1974). С 1972- года член Союза художников СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Его работы находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также Государственном музее народов Востока (Москва), в музеях и частных собраниях ближнего и дальнего зарубежья.