Жанр
Пейзаж
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1991
Өлчөмү
49,8х65
Номери
12035-3029ж
Автор решил возвратиться к пленэру! К непосредственным натурным впечатлениям! К реалистическому отображению действительности! И остался при этом поэтом. Обозначил работу первым номером! Как упражнение? Как заявление? Наверное, и то, и это. Мог бы назвать пейзаж «Красная гора», она здесь доминирует, ее форма, фактура, цвет. Будто разлеглось в долине чудище, огромное, сильное, голое и красивое. Контраст охры красной и свинцового, темно-серого. Нависли грозовые облака прозрачными лессировками; проглядывают кое-где холодные склоны; гора из красной глины лепится плотными слоем. Разбавляет драму третий, не лишний – предгорье. Оно разнообразит композицию смесью желтых и зеленых оттенков, подчеркивает величие простоты вселенной. Грунтовая дорога, деревья и кустарники, поясняют истинный масштаб творения природы и место человека в нем… Это не абстракция, не надуманная композиция! Художник тонко уловил знакомое настроение. Бывает так: за горой собрались грозовые тучи, там дождь и холодно, а здесь – пока светит теплое ласковое солнце. Тишина и благодать. Так бывает и в жизни: надвигается черная полоса, но опасность еще далеко, а пока мы наслаждаемся жизнью и искусством! Веселимся и поем! Придет беда, тогда и будем беспокоиться. А может и пронесет? Стороной? … Впереди 90-е, судьбоносные, не простые, грозовые! Развал СССР, эпоха перемен, и такое мудрое, живописное и жизненное, напутствие – совсем не лишнее.
(1946-2005)
Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родился 25 декабря 1946 года в селе Мырза-Арык Узгенского района Ошской области. В 1960-1965гг. учился в художественной школе при Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, с 1965 года – во Фрунзенском художественном училище. Работал в живописи, станковой и книжной графике, кино. Наиболее ярко проявил себя в жанровой картине и портрете. Тематика большинства живописных работ художника навеяна родными ему местами Южной Киргизии и впечатлениями детства, юности. Он построены на перетекании нежных, сближенных цветов, наполнены дыханием природы, лирическими чувствами художника. Как художник-постановщик Д. Джумабаев участвовал в создании телефильмов «Солдатенок» по одноименному рассказу Ч. Айтматова («Киргизтелефильм, 1972), «Поет Булат Минжилкиев» ( «Киргизтелефильм», 1973) и художественного фильма «Красное яблоко» по одноименному рассказу Ч. Айтматова («Киргизфильм»,1974). С 1972- года член Союза художников СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Его работы находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также Государственном музее народов Востока (Москва), в музеях и частных собраниях ближнего и дальнего зарубежья.