Жанр
Портрет
Мезгил
Кыргызское искусство. Современный период
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1999
Өлчөмү
99х79
Номери
14818-3428-ж
Художник показывает нам творца в минуты величайшего напряжения, когда будущий шедевр только задумывается. Философа никто не видит, он сидит в темноте, спиной к окну, и лицо его освещается отраженным светом. Блик на стене – это не отраженный свет, это больше образ внезапного ослепляющего озарения! Гений прозрел и теперь сам светится. И монохромный колорит подчеркивает значимость момента… Хорошо передано напряжение: одной рукой писатель держится за подбородок; другой – судорожно сжимает рукоятку кресла. Но сам портрет… непохож… Художник назвал свою работу несколько отвлеченно – «Чынгыз». Это было сделано в расчете на то, что мы знаем, о ком идет речь? Или автор хотел создать обобщенный образ? Писателя, философа, творца! Изобразить узнаваемого гения и одновременно отстраниться от конкретного человека? Передать божественный момент зарождения мысли! И, таким образом, уловить суть видимости! Сходства внутреннего, а не внешнего! Это не парадный портрет, художник считает, что великое рождается в муках… и в одиночестве. Но есть довольно-таки распространенное мнение, что гению все дается легко, и творческие поиски совсем не отражаются на его внешнем облике и на манере поведения… А есть те, кто думает, что гению труднее. В чем труднее? Художник заглянул туда, куда обычно никто не заглядывает, боятся потревожить… Именно эта отчаянная смелость требует напряжения. Даже от гения. Заглянуть в бездну – это и есть творчество. И гений понимает это, как никто другой…
1942-2011
Живописец. Родился 10 марта 1942 года в селе Сары-Булак Нарынской области. В 1962 году окончил Фрунзенское художественное училище. Работал учителем рисования в сельских школах. С 1999 года-член Союза художников Кыргызской Республики. Участник республиканских, международных выставок конкурсов. В 2005 состоялась персональная выставка в КНМИИ им. Г. Айтиева. Работы художника находится в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, и частных коллекциях за рубежом. Работы его привлекательны искренностью, тонкостью душевных переживаний автора, его раздумьями о жизни. Они написаны на основе натурных наблюдений.