Жанр
Бытовой
Период
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал / Техника
Картон, масло
Дата создания
1983
Размер
40,7х42,5
Номер
908-369ж
В тени деревьев возле кормушки стоит кобыла с жеребенком. Белоусый хозяин в белой кепке и голубой майке принес им свежего клевера. Ясный летний день, сквозь зеленую листву пробиваются солнечные лучи и рисуют на предметах фантастические узоры. Вдали голубеют небо и река, светятся холмы и зелень. Дышится легко, прохлада от земли, тепло от лучей, запах травы и домашних животных. Калейдоскоп, светлых и темных, холодных и теплых, плотных и прозрачных, разноцветных пятен. Они разрушают правильность формы и превращают пространство в занимательную игру. А вот кобыла с жеребенком слишком похожа на … быт. На бытовую реальность. Морду лошади загораживает дерево и это просто так, это ни о чем – это не символ. Бедный жеребеночек вообще «попал» в неудачный ракурс. Художник просто изобразил то, что видел, и почему-то был уверен, что это будет интересно зрителю. Пожалуй, эта самая спорная картина мастера в собрании Национального музея. Непонятная кличка у кобылы: Тюльпан – мужского рода. Возможно, с лошадьми так можно… Она – Тюльпан. Для многих упряжных лошадей характерна несколько удлиненная выпуклая спина, они сильные и выносливые, но не подходят для верховой езды. Да, для крестьянского хозяйства важнее такие подробности, чем какие-то там абстрактные пятна. А еще важнее – кумыс!
(1939- 1992)
Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.