Жанр
Сельский пейзаж
Период
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал / Техника
Холст, масло
Дата создания
1985
Размер
33,7х64,3
Номер
12359-3202ж
Процессия шествует в поля, на пастбища. Корова идет впереди, потом следует хозяйка коровы, потом шагают женщины на уборку сена, у них вилы и рядом ребенок (наверное, детский сад еще не построили – недоработка). Ослик трудится с раннего утра, везет целую арбу сена (когда успели собрать?). Рысью скачет всадник. Привычный летне-осенний пейзаж: горы, тополя, стога сена, постройки. Художник воспевает желание простых людей просто работать. Как это было хорошо! Всё общее, всё народное, все работают вместе! И одновременно: каждый успевает заниматься своим личным хозяйством. Никто никому не мешает и не завидует. Все желают друг другу добра и счастья от чистого сердца. Гармония, чувство единения с благодарной природой, светлый бесконфликтный мир, без болезней и невзгод. Есть тонкие жизненные наблюдения, но пока нет точных натурных характеристик. Пока это иллюстрация, где нужна легкость – неуместна сложность станковой картины. Пока это театральность: крестьяне как на мизансцене торопятся на работу и больше ничего не происходит. Это хорошее начало. И автор в дальнейшем добавил бы сложности в смыслах и конкретности в деталях. Добавил бы маленький темный уголочек, для контраста. Хороший этюд для создания на его основе крупной тематической работы в стиле соцреализма. Но автор не стал его дорабатывать. Наступают другие времена, приходят другие идеи.
(1939- 1992)
Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.