Жанр
Городской пейзаж
Период
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал / Техника
Картон, темпера
Дата создания
1975
Размер
44,6х50
Номер
1398-577ж
Впечатления от творческой поездки в столицу Судана – Хартум. Художник вдохновился незнакомой архитектурой, существующей не по советским законам. Стихийной. Арабской, древней, традиционной, стильной. Такая архитектура кажется автору уютной, даже немного театральной. Одноэтажное жилье: стены, заборы, двери, окна, дворы и узкие улочки. Каждый элемент уникален, как произведение искусства! Здесь тесно, есть проблемы с коммуникациями и чистым воздухом. Но для художника – это декорация. И там, где непонятна структура, в ход идут красивые абстрактные пятна. Кажется, что в этих причудливых формах интереснее жить. Есть и современные постройки, они бездушно маячат на горизонте. Мастер верно уловил основные, цветовые и тоновые, соотношения: зеленовато-серого неба и золотистых построек. Солнце в мареве, освещение мягкое, горизонт темный от туч. А может это вода? Город расположен в месте слияния Белого и Голубого Нила… Написано прозрачно, в одно движение – это так высоко ценится в акварели и ценится вообще. Это легкость, грация, мастерство. Хартум является самым жарким из крупных городов мира. Но от пейзажа веет влажностью и прохладой. Возможно, художник попал в единственный, не очень жаркий день в году. Художники Советской Киргизии не жаловали вниманием советские города, они казались им не романтичными. И сегодня художники не вдохновляются нашим строительным бумом, и… правильно делают.
(1939- 1992)
Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.