Жанр
Пейзаж
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Картон, май боек
Түзүү күнү
1987
Өлчөмү
60х79
Номери
14473-3352ж
Группа овец и коз пасется на солнечной поляне. Вокруг плотная масса деревьев и кустарников. Белеют цветы акации и рябины. Рядом – оседланная лошадь, ее ноги утопают в высокой траве, и она кажется меньше, чем должна быть. С левой стороны встала на дыбы огромная коза и поедает нежные листочки ивы. Дальше чернеют в тени две фигуры, это козы, хотя может показаться, что это люди. Людей не видно. Весна в самом разгаре: ослепительное солнце, свежая зелень, буйное цветение. Вверху виднеется кусочек голубого неба и светло-оранжевые холмы проглядывают сквозь густую листву. В основном кроны деревьев состоят из белых и зеленных шаров. Есть эллипсы, вытянутые по вертикали. Форма кустарников сложнее, а трава лежит на земле. Динамичную композицию удерживает вертикаль! Два тополя держат ось картины и уводят ее в небо. Полукруглые ветки ивы энергично тянут центр на себя – один тополь изогнулся, но не больше. Крупные живописные мазки обобщают, но цельности нет! Слишком пестрые мазки, слишком активен белый. Не уместился в световоздушную перспективу. Можно увидеть линейную перспективу, от лошади до черной козы слева. И все равно путаешься: где свет? где тени? В желании сделать белый еще белее, художник утемняет зеленый и серая тень становится светлее света. Вот в чем дело! Ломается форма, логика пространства и… занудные правила. Белые шары горят как софиты, зажженные в яркий день. И зеленая трава слепит глаза бликом. И получилось то, что нужно – ослепление цветением! И не поймешь: где коза? где ветки? … Кстати, козочки стали излюбленным мотивом нашего салона.
(1939- 1992)
Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.