Жанр
Пейзаж
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1962
Өлчөмү
48х33
Номери
2778-1231-ж
Проселочная дорога извилисто тянется вверх: идет через пустырь, проходит меж тополей и упирается в ферму. По дороге от нас удаляется женщина, немолодая, в бардовом платке, в белом платье. Пустырь – горизонтальные линии, горы – наклонные. Черные полуденные тени от тополей и фигуры. Ферму недавно отремонтировали: побелили стены в желтый цвет, крышу покрасили в коричневый. Здесь прошла жизнь этой безымянной женщины. Она каждый день ходила на работу. И теперь идет по привычке. Когда-то рядом были подруги, дети, внуки. Сейчас никого нет. Ей всегда были видны горы. Горы всегда оставались такими. А вот тополя выросли и самый высокий подпирает вершину и даже разгоняет облака. Конечно, одинокая женщина не такая, как тополь, но что-то своими вертикальными черточками она обозначает… Нарисовано об этом… и не об этом. Так рисовали в 60-е-70-е, передавая ощущение, не стараясь детализировать рисунок и объяснить сюжет. И это было правильно! Ясный сюжет не поддержит Государственная Экспертная Комиссия, картину не купят, и художник не получит денег. Более того, автора могли обвинить в том, что он «декларирует равнодушие и безысходность», делает «зрителям опасные инъекции весьма сомнительных идей» … Но в данном случае придраться не к чему! Да, эскизно, но это творческие поиски! Неудачные, зато талантливые, и работу можно приобрести в Национальное Собрание. И это было правильно! Сейчас видно, что именно такими попытками развивалась живопись Советской Республики и в культуру проникал, нечуждый нам, модернизм.
1939-1977
График. Живописец. Родился в 1939 году в селе Джеты - Огуз Иссык-Кульской области. Лауреат премии Ленинского комсомола. В 1960 году окончил Фрунзенского художественное училище. Работал художественным редактором республиканского журнала «Жаш ленинчи». У Джумабаева был врожденный композиционный дар, позволяющий ему одинаково успешно работать с натуры и по воображению. Он великолепно владел рисунком и обладал безошибочным живописным чутьем. Работы Б. Джумабаева в книжной графике отмечены высоким художественным вкусом, глубиной прочтения литературного произведения, богатством творческой фантазии, остротой рисунка. Оставил след в кыргызском изобразительном искусстве как художник яркой творческой индивидуальности. С 1964 года - член Союза художников СССР. Участник республиканских и всесоюзных выставок. Работы находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в музеях СНГ.