Мать

Жанр

Портрет

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, май боек

Түзүү күнү

1968

Өлчөмү

100х100

Номери

3847-1272-ж

Мама в белом элечеке, в светло-коричневом чапане, в зеленом платье, стоит на возвышении, на фоне небольших холмов. Охра осени, мягкое освещение без резких переходов, и ничего лишнего, совсем нет деталей. Горизонт высокий, вид сверху, неба не видно, и, несмотря на это, мама выглядит возвышенной и монументальной! У художника – новый период, он ищет свой почерк в живописи и нечто большее – кыргызский стиль в изобразительном искусстве. Он ищет цвет гор в нюансных переходах и национальный темперамент в тонких, плавных линиях. Сейчас, эта работа кажется модной, манерной и не самой характерной для автора. И проблему правдивого изображения самого дорого человека на земле он не решил… Вспоминается знаменитый фотопортрет мамы Александра Родченко, сделанный безжалостным модернистом-документалистом… Да, конечно! Мама всегда самая красивая. Но здесь она получилась слишком высокой и слишком стройной. Слишком прямая спина для крестьянки ее лет и слишком маленькие ступни. А может она такая в воспоминаниях? Может она так позирует в мечтах? Опираясь на посох? Выпрямляясь, провожает сына в город, учиться, а потом работать, и все время ждет его, радостная и одинокая среди линий холмов, вьющихся как грезы.


Джумабаев Белек

1939-1977

График. Живописец. Родился в 1939 году в селе Джеты - Огуз Иссык-Кульской области. Лауреат премии Ленинского комсомола. В 1960 году окончил Фрунзенского художественное училище. Работал художественным редактором республиканского журнала «Жаш ленинчи». У Джумабаева был врожденный композиционный дар, позволяющий ему одинаково успешно работать с натуры и по воображению. Он великолепно владел рисунком и обладал безошибочным живописным чутьем. Работы Б. Джумабаева в книжной графике отмечены высоким художественным вкусом, глубиной прочтения литературного произведения, богатством творческой фантазии, остротой рисунка. Оставил след в кыргызском изобразительном искусстве как художник яркой творческой индивидуальности. С 1964 года - член Союза художников СССР. Участник республиканских и всесоюзных выставок. Работы находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в музеях СНГ.