Жанр
Бытовой
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Картон, май боек
Түзүү күнү
1969
Өлчөмү
72х108,5
Номери
3861-1283-ж
Женщины раскладывают будущий узор из войлока. В их распоряжении четыре цвета: черный, коричневый, темно-зеленый и белый. Все цвета природные, кроме одного. Мастериц четверо и расположились они по четырем сторонам ковра… и света. На дальней стороне, возле бабушки, мама с ребенком и дочерью. Дальние (юрты, люди, кони) сделаны обобщенно; чем ближе – тем подробнее. Местами подробности нарастают, прорисована каждая соломинка. И фактура холста, с которого стерли краску, стала похожа на фактуру войлока. Детали отвлекают от духовного. И сам ковер – это пока черное ничто. Мастерицы не знают, как будет выглядеть новый узор. И пока его нет, можно приглядеться к окружающим предметам. Ведь уникальное в деталях, в каждой соломинке, в каждой ворсинке. В каждом цветке, в линиях жердей, в форме седла… А у людей лиц нет! Мастерицы вообще отвернулись… А художник ищет в деталях уникальное. Он делает это сознательно, экспериментирует, рискует так, как немногие могут. Разлагает гармонию и терпит неудачу – картина больше похожа на этнографическую иллюстрацию. Художник не прячется за найденными приемами (прибалтийскими, например), а ищет новые и начинает с нуля (вот почему лиц нет). Знатоки посмеялись (про себя). Музей работу приобрел. И только немногие оценили неудачу, ведь автор художник для художников.
1939-1977
График. Живописец. Родился в 1939 году в селе Джеты - Огуз Иссык-Кульской области. Лауреат премии Ленинского комсомола. В 1960 году окончил Фрунзенского художественное училище. Работал художественным редактором республиканского журнала «Жаш ленинчи». У Джумабаева был врожденный композиционный дар, позволяющий ему одинаково успешно работать с натуры и по воображению. Он великолепно владел рисунком и обладал безошибочным живописным чутьем. Работы Б. Джумабаева в книжной графике отмечены высоким художественным вкусом, глубиной прочтения литературного произведения, богатством творческой фантазии, остротой рисунка. Оставил след в кыргызском изобразительном искусстве как художник яркой творческой индивидуальности. С 1964 года - член Союза художников СССР. Участник республиканских и всесоюзных выставок. Работы находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в музеях СНГ.