Жанр
Бытовой
Период
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал / Техника
Картон, масло
Дата создания
1969
Размер
73,5х60,3
Номер
3956-1331-ж
Двадцатипятитысячники – это рабочие-коммунисты, направленные партией в села для создания новых колхозов и укрепления существующих. В начале 1930-х годов было подготовлено более 25 тысяч добровольцев. Если бы не обаяние фильма «Поднятая целина», мало кто понимал бы сейчас, о чем идет речь. Если бы не образ «Первого учителя», мы бы так не сочувствовали безымянным энтузиастам 20-30-х годов. В 70-е революционная тема снова в моде, принято трактовать ее сложно и неоднозначно. На художника, скорее всего, сильно повлиял литовской фильм «Никто не хотел умирать». Художник видел этот фильм и ему захотелось сделать свою вариацию уже найденной брутальной темы. Узкая каморка освещается свечой, светится окно в полнолуние. Двадцатипятитысячник склонился над столом, заполняет бумаги, наверное, список вступивших в колхоз или тех, кого еще предстоит агитировать. А может ведет учет колхозного добра? Коллективизация породила ужасную бюрократию! На столе буденовка, на вешалке шинель. На стене портрет Ленина, нестандартный, в профиль; вождь непривычно склонил голову. Ниже висят: сабля и винтовка. Не просто рабочий, а участник гражданской войны! С опытом насильственного строительства новой жизни! Темно-коричневый колорит, выразительная композиция, примитивистский стиль. Тогда это было в моде… А вдруг его сейчас убьют? Выстрелом в окно? Как в фильме? … Убьют тогдашние предприниматели…
1939-1977
График. Живописец. Родился в 1939 году в селе Джеты - Огуз Иссык-Кульской области. Лауреат премии Ленинского комсомола. В 1960 году окончил Фрунзенского художественное училище. Работал художественным редактором республиканского журнала «Жаш ленинчи». У Джумабаева был врожденный композиционный дар, позволяющий ему одинаково успешно работать с натуры и по воображению. Он великолепно владел рисунком и обладал безошибочным живописным чутьем. Работы Б. Джумабаева в книжной графике отмечены высоким художественным вкусом, глубиной прочтения литературного произведения, богатством творческой фантазии, остротой рисунка. Оставил след в кыргызском изобразительном искусстве как художник яркой творческой индивидуальности. С 1964 года - член Союза художников СССР. Участник республиканских и всесоюзных выставок. Работы находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в музеях СНГ.