Жанр
Пейзаж
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Картон, май боек
Түзүү күнү
1968
Өлчөмү
56,5х109
Номери
5008-1543-ж
Неба совсем мало, доминируют горы. Взгляд упирается в крупнозернистую фактуру, ощущения и… смыслы. Цвета неразличимы, все на нюансах. Вся жизнь кочевника уместилась в этом однотонном, землисто-коричневом мире. Жилье – это юрты! Хозяйство – стадо! Память – мазары. Лучи падают именно на них и это не случайно. Память – это свет на темном фоне; хозяйство – это темная польза на свету; жилье старается быть в тени. Нечто неразличимое расположилось по центру, плотными штрихами и непонятно, что имел в виду художник. Центр – это нечто непонятное? Горы – это понятно! Они – главные! Они – главные по масштабу! Они – неиссякаемый источник жизни! Правда, сейчас они отдыхают и холодны как лед, и вдохновляют только художника. Он смотрит на склоны и видит образы. Они мелькают перед его взором. Всегда изменчивые, непривычные и незаметные. Незаметно непривычные! Таким может быть только кыргызский пейзаж! Солнце скользит по склонам, а тени ловят отражения. Все движется, все кочует с места на место. На месте остаются только горы и, конечно, память. Для кочевника – это не видимость, это суть! Осенью люди со своим хозяйством спускаются вниз, в предгорья, к могилам предков. Теперь они вместе и могут поразмышлять над тайнами, которые невозможно разгадать в одиночку… Художник представил свое обобщенное понимание жизни в горах. Но это конкретное место: здесь пасутся яки! Яки в горах Нарынской и Иссык-Кульской областей.
1939-1977
График. Живописец. Родился в 1939 году в селе Джеты - Огуз Иссык-Кульской области. Лауреат премии Ленинского комсомола. В 1960 году окончил Фрунзенского художественное училище. Работал художественным редактором республиканского журнала «Жаш ленинчи». У Джумабаева был врожденный композиционный дар, позволяющий ему одинаково успешно работать с натуры и по воображению. Он великолепно владел рисунком и обладал безошибочным живописным чутьем. Работы Б. Джумабаева в книжной графике отмечены высоким художественным вкусом, глубиной прочтения литературного произведения, богатством творческой фантазии, остротой рисунка. Оставил след в кыргызском изобразительном искусстве как художник яркой творческой индивидуальности. С 1964 года - член Союза художников СССР. Участник республиканских и всесоюзных выставок. Работы находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в музеях СНГ.