Жанр
Пейзаж
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1967
Өлчөмү
48,5х69,5
Номери
5031х1566
Серое небо, зеленные холмы, темные горы. Белые облака перемешались с вершинами. Плотные мазки – это: направление ветра, движение склонов, колыхание травы. Линии на что-то намекают, фигуры что-то напоминают, цвета твердят о высших силах. Без учета световоздушной перспективы. Горы – главные, они не могут быть… на заднем плане. Художник – это не только профессионал. Достоинство художника в том, чтобы изображать мир таким, каким его видит народ! Вот этот одинокий всадник, который едет по извилистой дороге. Он веками видел, как в горах прятались исполины и верил, что настанет миг, они сбросят покровы и встанут на защиту интересов простого народа! В этом сила… и в этом слабость. Видеть то, что не видят другие. Ценить то, что не ценят другие. Для знатоков этот пейзаж может показаться сухим и неинтересным. Формы – вне привычной эстетики, общепринятые красоты – отсутствуют. Но это и есть уникальный кыргызский горный пейзаж! Кыргызская школа изображения горного пейзажа. Кыргызский художник работал смело, не в европейско-российских традициях – иначе. Правда…, в последнее время наши художественный рынок заполонили подделки для туристов… Унгар-Тоо – гора, расположенная на границе Кыргызстана и Узбекистана. Художник расположился скорее всего со стороны города Кербен. В 2022 году власти Узбекистана решили уступить гору Кыргызстану – одну из самых высоких точек в Ферганской долине, на которой расположились теле-радиовышки обеих республик.
1939-1977
График. Живописец. Родился в 1939 году в селе Джеты - Огуз Иссык-Кульской области. Лауреат премии Ленинского комсомола. В 1960 году окончил Фрунзенского художественное училище. Работал художественным редактором республиканского журнала «Жаш ленинчи». У Джумабаева был врожденный композиционный дар, позволяющий ему одинаково успешно работать с натуры и по воображению. Он великолепно владел рисунком и обладал безошибочным живописным чутьем. Работы Б. Джумабаева в книжной графике отмечены высоким художественным вкусом, глубиной прочтения литературного произведения, богатством творческой фантазии, остротой рисунка. Оставил след в кыргызском изобразительном искусстве как художник яркой творческой индивидуальности. С 1964 года - член Союза художников СССР. Участник республиканских и всесоюзных выставок. Работы находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в музеях СНГ.