Жанр
Анималистический
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1968
Өлчөмү
100х130,8
Номери
3848-1273-ж
Родители стоят возле только что родившегося сына. Он еще не оправился и не делает попыток встать. Жеребенок мастью в отца, они оба серые среди охристых холмов. Показано, кто отец, но сделано это тактично и естественно. Гнедая мама чуть отстранилась. А отец и сын светятся! Художник создал свечение, мастерски используя простые оттенки и тоновые отношения. Светятся – значит радуются? Или готовятся к испытаниям? Или все дело в родительском инстинкте? Или в таинстве рождения? У родителей слишком мощные шеи и нереально крепкие ноги. Автора не упрекнешь в незнании анатомии и особенностей животных. Но перед нами не зарисовка с натуры – перед нами миф и живописец хочет рассказать нам о чем-то большем! И все же, почему автор назвал работу «Сын»? Почему не назвал просто – «Жеребенок»? Самое общее объяснение такое – в эпоху развитого социализма в Советской Киргизии подспудно проявляется сильная приверженность к патриархальным ценностям. Сын, первенец, наследник, и родился он на природе, среди суровых гор, осенью, ближе к вечеру. Молодые и здоровые родители рядом и им нечего боятся и ничто им не грозит… В городской тесноте, в суете проблем и неразрешимых противоречий, советский художник, вчерашний кочевник, рисует желанный и уже такой недостижимый образ идеальной патриархальной семьи.
1939-1977
График. Живописец. Родился в 1939 году в селе Джеты - Огуз Иссык-Кульской области. Лауреат премии Ленинского комсомола. В 1960 году окончил Фрунзенского художественное училище. Работал художественным редактором республиканского журнала «Жаш ленинчи». У Джумабаева был врожденный композиционный дар, позволяющий ему одинаково успешно работать с натуры и по воображению. Он великолепно владел рисунком и обладал безошибочным живописным чутьем. Работы Б. Джумабаева в книжной графике отмечены высоким художественным вкусом, глубиной прочтения литературного произведения, богатством творческой фантазии, остротой рисунка. Оставил след в кыргызском изобразительном искусстве как художник яркой творческой индивидуальности. С 1964 года - член Союза художников СССР. Участник республиканских и всесоюзных выставок. Работы находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в музеях СНГ.