Паланга

Жанр

Городской пейзаж

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, картон, май боек

Түзүү күнү

1969

Өлчөмү

69,5х49,5

Номери

8837-2350-ж

Поздняя осень или бесснежная зима – рано темнеет. Луну перекрывают облака, башню обрезает край картины. Внизу теснится городская застройка; деревьев не видно; люди, нарисованные черточками, гуляют или спешат домой. Узкие окна темнеют, а стены светятся! Типичный колорит и вычерченные линии. Впечатление такое, будто художник родом отсюда, жил здесь всю жизнь, среди этих башен, костелов, остроконечных крыш, узких улочек. Лихо сделано! Как быстро наш человек усвоил прибалтийский стиль и уроки кубизма! А вот поиска – нет! Душевных терзаний нет, и страсти нет, и нет… ошибок. И находок тоже нет. Извини, автор. Такому таланту, как вы, достаточно было чуть-чуть покрутится в этой насыщенной атмосфере, и уже можно выдавать на-гора полноценную художественную продукцию! Это понятно: уроки накапливались столетиями, многие поколения безвестных творцов создавали эту выверенную художественность европейского городского пейзажа. И теперь таланту здесь легко! А вот дома ему будет трудно. В Кыргызстане современный пейзаж находится в стадии становления. У нас живопись началась в 30-х годах XX века! И нужны не компиляции – поиски нужны, эксперименты! И ошибки неизбежны, и несправедливые упреки… Костел Девы Марии в Паланге – самое высокое здание в городе; возведено в конце XIX века в неоготическом стиле.


Джумабаев Белек

1939-1977

График. Живописец. Родился в 1939 году в селе Джеты - Огуз Иссык-Кульской области. Лауреат премии Ленинского комсомола. В 1960 году окончил Фрунзенского художественное училище. Работал художественным редактором республиканского журнала «Жаш ленинчи». У Джумабаева был врожденный композиционный дар, позволяющий ему одинаково успешно работать с натуры и по воображению. Он великолепно владел рисунком и обладал безошибочным живописным чутьем. Работы Б. Джумабаева в книжной графике отмечены высоким художественным вкусом, глубиной прочтения литературного произведения, богатством творческой фантазии, остротой рисунка. Оставил след в кыргызском изобразительном искусстве как художник яркой творческой индивидуальности. С 1964 года - член Союза художников СССР. Участник республиканских и всесоюзных выставок. Работы находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в музеях СНГ.