Вильнюс. Старый город

Жанр

Городской пейзаж

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, картон, май боек

Түзүү күнү

1969

Өлчөмү

49х70

Номери

8949-2383-ж

Более 60-ти лет прошло и сейчас трудно определить точную локацию (местонахождение) автора. В те времена офис Союза художников Литовской ССР находился в самом центре города, возле ратуши и ратушной площади. Возможно, художник работал на верхнем этаже этого трехэтажного старинного здания. В этом районе до сих пор много средневековых кварталов. Что за высокий дом с трубой? Что за башня кирпичная? Сейчас об этом могут рассказать только старожилы Вильнюса. А может и они не смогут… Ведь художник создавал образ, а не топографию. Делал работу по воспоминаниям? И давал волю воображению? И теперь города не узнать… Дали обозначены пятнами крыш и стен. Ближе – добавляются окна. Среди башен затесался строительный кран. Небо уместилось тоненькой полоской сверху. Непонятно: река это или магистраль? Скорее всего, магистраль, но машин не видно. А если эта река, то река Вильня… Виден край ближнего здания: стена, крыша, два окна. Фактурно изображено… Но главное – брандмауэр! Здания напротив! Они сомкнулись, им не хватает места вдоль улицы и между ними только брандмауэр (противопожарная стена). Разные стены, окна, крыши. Разные цвета: коричневый, темно-серый, голубой, оранжевый. Получилось сочетание несочетаемого: случайных вкусов, культур и даже эпох! Химера стала стилем, а утилитаризм – символом! Брандмауэр стал символом того, что в старом городе всем хватит места! Это как курак! Лоскутная техника – это абсолютная вкусовая толерантность. Брандмауэр – это когда ничего не сносят, а курак – это когда все идет в дело! Надо заметить, что мастерицы национальной лоскутной техники не используют в своих работах джинсовую ткань и полиэтилен…


Джумабаев Белек

1939-1977

График. Живописец. Родился в 1939 году в селе Джеты - Огуз Иссык-Кульской области. Лауреат премии Ленинского комсомола. В 1960 году окончил Фрунзенского художественное училище. Работал художественным редактором республиканского журнала «Жаш ленинчи». У Джумабаева был врожденный композиционный дар, позволяющий ему одинаково успешно работать с натуры и по воображению. Он великолепно владел рисунком и обладал безошибочным живописным чутьем. Работы Б. Джумабаева в книжной графике отмечены высоким художественным вкусом, глубиной прочтения литературного произведения, богатством творческой фантазии, остротой рисунка. Оставил след в кыргызском изобразительном искусстве как художник яркой творческой индивидуальности. С 1964 года - член Союза художников СССР. Участник республиканских и всесоюзных выставок. Работы находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в музеях СНГ.