В горах

Жанр

Пейзаж

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Картон, май боек

Түзүү күнү

_ _ _

Өлчөмү

79,8х60

Номери

9679-2459-ж

На первый взгляд – это минималистская композиция. Горы – это фактура: картон и одного цвета краска. Фактура рисует причудливые линии. А за линиями кроется тонкая игра объемов. И вдруг на глаза попадаются кони. Их двое: белая и гнедой. Так. Надо приглядеться: не летит ли кто-нибудь на небе? Нет не летит. Всю плоскость небольшой картины занимают горы, а кони такие маленькие, что их трудно заметить. Вверху прижалось свинцовое небо, приближается гроза, а кони заблудились, но надеются, что их найдут. Неуютно – нет деревьев, кустарников, камней, вершин, закатов и тесных улочек большого города. Ничего этого нет и глазу не за что зацепиться. Это концепция? То есть, зритель не любуется живописными красивостями, а сразу понимает идею? Поиски художника в 1970 понятны: в СССР начинается эпоха московского концептуализма! И наш автор использует приемы новомодного течения, скорее всего, неосознанно. Относится к ним, как к расширению возможностей живописного языка: непоследовательно сохраняет колорит и моделировку объемов. А сейчас такими экспериментами «страдают» представители нашего contemporary art. Они тратят минимум усилий и надеются на максимальный эффект. Но у них не получается. В 2024 году можно констатировать: концептуализм в Кыргызском Изобразительном Искусстве не прижился. И сами современные концепции изрядно поднадоели.


Джумабаев Белек

1939-1977

График. Живописец. Родился в 1939 году в селе Джеты - Огуз Иссык-Кульской области. Лауреат премии Ленинского комсомола. В 1960 году окончил Фрунзенского художественное училище. Работал художественным редактором республиканского журнала «Жаш ленинчи». У Джумабаева был врожденный композиционный дар, позволяющий ему одинаково успешно работать с натуры и по воображению. Он великолепно владел рисунком и обладал безошибочным живописным чутьем. Работы Б. Джумабаева в книжной графике отмечены высоким художественным вкусом, глубиной прочтения литературного произведения, богатством творческой фантазии, остротой рисунка. Оставил след в кыргызском изобразительном искусстве как художник яркой творческой индивидуальности. С 1964 года - член Союза художников СССР. Участник республиканских и всесоюзных выставок. Работы находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в музеях СНГ.