Жанр
Натюрморт
Период
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал / Техника
Холст, масло
Дата создания
1935
Размер
27,2х37,9
Номер
6526-1936-ж
На белой тарелке уместились долька арбуза и зеленая айва. Они обе наклонились влево и устремились ввысь. С вазы свисает гроздь зеленого винограда; гроздь темно-фиолетового – лежит прямо на скатерти. Ягоды не прорисованы и слились в однотонную массу, которая по инерции тянет все вниз. Идет молчаливый спор: что лучше? Попытаться взлететь? Или покориться земному притяжению? Пока спорили, из-под всех выбили основу, все повисли и стали искать крайнего. Оказалось, что во всем виновата красная мякоть! Она летит как-то неубедительно – овалом, а не углом. А вот желтый молодец! Желтые семечки пригвоздили к себе внимание и не дают предметам упасть. Помогает семечкам сочувствующий обод тарелки! А вокруг равнодушный белый: тарелки, вазы, скатерть, обои, стены, оттенки, холодные, теплые. Тонкая мешанина мещанина. Черному вообще все равно, он здесь в роли тонового акцента на покое… Композиции не хватает энергии! Левизны не хватает! Последовательности! Айва напоминает грушу из натюрмортов «Бубнового валета»: и плодоножка правильная, и вывернутая на одну сторону с чашечкой. Использована супрематическая динамика, но слишком предметно. И на кыргызский примитивизм не похоже, здесь совсем нет социального звучания. А и не надо! Главное – девятнадцатилетняя художница создала аутентичную работу. Она любит дух Русского Авангарда и чувствует, и показывает в небольшой работке, что времена его прошли.
1916-2000
Родилась в Карагандинской области. Специального профессионального образования не имела, а получила базовые основы изобразительной грамоты в художественной студии, где преподавал ее будущий муж Александр Илларионович Игнатьев. Но она оказалась талантливой художницей, участницей второй республиканской выставки 1935 года по сектору самоучек, показав замечательные натюрморты, выполненные в примитивном стиле, очень красивые и живописные. В музейной коллекции в КНМИИ им. Г. Айтиева хранятся шесть уникальных натюрмортов, самый ранний из которых датирован 1935 годом, а поздний – 1988-м, что позволяет говорить о том, что Диль-Афруз Мухамедовна не оставляла кисть и краски в течение всей жизни. Она изредка, но участвовала в различных выставках, в том числе и на родине Александра Илларионовича в городе Валуйки. Работала в наивной манере, преимущественно в жанре натюрморта, уделяя больше внимания цвету, нежели форме и композиции.