Жанр
Натюрморт
Период
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал / Техника
Холст, масло
Дата создания
1935
Размер
27,4х39,7
Номер
6527-1937-ж
Композиция разделена на четыре сегмента. В первом – дыня на тарелке; во втором – ваза со сливами; в третьем – два граната; в четвертом – большая желтая айва. Возможно, плоды названы неправильно и нарисованы неправильно, главное – форма и взаимодействия! Дыня доминирует как агрессор, выпирает за рамки, хочет стать центром! Крупная айва одним цветом с «большой сестрой» и не прочь войти в орбиту ее влияния. А прозрачная ваза хочет объединиться с айвой через спрятанную ножку. Слив в вазе много – желтые внизу, фиолетовые сверху – они в инкубаторе, пока наблюдатели. Гранаты маленькие и удаленькие, их двое, они насторожились. Художница видит в предметах загадку – не еду. В метафизическом настроении пытается нарисовать формулу. Не меньше! Равнодушие многих, сопротивление двоичности, похожесть одного, довлеющий центр! В итоге все должно завертеться по орбитам, идущим от тарелки. Начинается игра с шарами, большими и маленькими, продолговатыми и усеченными. Дыня – это усеченный шар, и ваза тоже, и тарелка. Возможно, это разные циклы одного процесса? Художница хочет изобразить последовательность? Изобразить Время? Но это никому не удавалось! И пространство у нее – трапеция. Живописи не преодолеть механистичности… От рассуждений остается красота! Просто, но не убого. Скромно и с достоинством! Стильно! Ни одного лишнего элемента, ни одного случайного оттенка. Элегантно, благородно, оригинально. И за новизной формы стоит… неудавшееся исследование. Это загадка, которую невозможно разгадать, потому что здесь бесконечность интерпретаций! Не одна, как в социалистическом реализме.
1916-2000
Родилась в Карагандинской области. Специального профессионального образования не имела, а получила базовые основы изобразительной грамоты в художественной студии, где преподавал ее будущий муж Александр Илларионович Игнатьев. Но она оказалась талантливой художницей, участницей второй республиканской выставки 1935 года по сектору самоучек, показав замечательные натюрморты, выполненные в примитивном стиле, очень красивые и живописные. В музейной коллекции в КНМИИ им. Г. Айтиева хранятся шесть уникальных натюрмортов, самый ранний из которых датирован 1935 годом, а поздний – 1988-м, что позволяет говорить о том, что Диль-Афруз Мухамедовна не оставляла кисть и краски в течение всей жизни. Она изредка, но участвовала в различных выставках, в том числе и на родине Александра Илларионовича в городе Валуйки. Работала в наивной манере, преимущественно в жанре натюрморта, уделяя больше внимания цвету, нежели форме и композиции.