Натюрморт с хлебом

Жанр

Натюрморт

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Картон, май боек

Түзүү күнү

1935

Өлчөмү

21,5х32

Номери

6524-1934-ж

Не отделаться от первого впечатления, что это не натюрморт вовсе, не учебная постановка, а в высшей степени оригинальная абстрактная композиция! Нарочито неправильная, нелогичная! Точнее – логичная, в потоке бессознательного. Будто художница увидела, что буханка хлеба – это не буханка, а вагон поезда перед шлагбаумом; а арбуз – не арбуз, а зеленый дирижабль! Обод тарелки – белая дорога; а люди в красном митингуют с красными флагами и хотят что-нибудь экспроприировать. У художницы в памяти всплыли хлебные вагоны? … Если натюрморт про хлеб, то должно быть сразу видно, что хлеб – всему голова! Так вещают прописные истины. А здесь нет статики! Нет вертикальной оси симметрии! Нет пафосного центра! Условные вертикали движутся по горизонтали и летят в пропасть по наклонной линии. И красное – это что? Откуда красные всполохи? Лепестки огня? Остатки диковинного фрукта? Они появляются отовсюду. Предметы нарочито обрезаны в край: обрезана тарелка, обрезан арбуз. Формальный, модернистским прием. Он сразу добавляет незавершенности, намекает на продолжение движения. Движения куда? Побыстрее отсюда? … Талант видит новое, тропится поделиться, делает это сильно и иногда бессмысленно… Школа кыргызской живописи не стала развиваться по этому рискованному, инновационному, пути. Продолжила искать новые грани в живописных достижениях века 19-го. И до сих пор ищет… иногда удачно…


Асылбекова Диль-Афруз Мухамедовна

1916-2000

Родилась в Карагандинской области. Специального профессионального образования не имела, а получила базовые основы изобразительной грамоты в художественной студии, где преподавал ее будущий муж Александр Илларионович Игнатьев. Но она оказалась талантливой художницей, участницей второй республиканской выставки 1935 года по сектору самоучек, показав замечательные натюрморты, выполненные в примитивном стиле, очень красивые и живописные. В музейной коллекции в КНМИИ им. Г. Айтиева хранятся шесть уникальных натюрмортов, самый ранний из которых датирован 1935 годом, а поздний – 1988-м, что позволяет говорить о том, что Диль-Афруз Мухамедовна не оставляла кисть и краски в течение всей жизни. Она изредка, но участвовала в различных выставках, в том числе и на родине Александра Илларионовича в городе Валуйки. Работала в наивной манере, преимущественно в жанре натюрморта, уделяя больше внимания цвету, нежели форме и композиции.