Жанр
Натюрморт
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1936
Өлчөмү
30,7х35,8
Номери
6525-1935-ж
Ровно по горизонтали, строго в центре, симметрично царствуют чашка в блюдце идеальными овалами зеленных полос. Ниже по оси, как колесо арбы, крутится желтая айва; ее дразнят четыре оранжевые хурмы. Одна раскрылась пополам и обнажила мякоть. Ложечка в чашечке, айва в сторонке, фрукты не в строю, добавляют асимметричный детский кавардак. Настоящую сумятицу вносит столешница! Она наклонилась, появился ракурс, устойчивость потеряна, фрукты катятся вниз. Что здесь делает усеченная пирамида? Не уместилась в композицию? Это модернистская условность! Так художница обозначила границу между теплом от накалившейся нити и холодом за окнами. А еще: намекнула на софит под потолком в студии; и на то, что на улице еще светло; а им уютно под условным абажуром… На самом деле чашка так стоять не может! Она парит над вражеским колоритом! Зеленый пафос мещанского благополучия не сочетается с желто-оранжевой динамикой конструктивизма! Надо выбирать! Или устойчивость и чай под абажуром, либо ракурс Александра Родченко и «полеты во сне и наяву»! Разные миры уместились в маленьком натюрморте, но молодую художницу это не смущает – она создает гармонию несочетаемого! И угадывает нечто важное: в искусстве СССР появляется склонность к всеядности, и по поводу этого – постмодернистская ирония.
1916-2000
Родилась в Карагандинской области. Специального профессионального образования не имела, а получила базовые основы изобразительной грамоты в художественной студии, где преподавал ее будущий муж Александр Илларионович Игнатьев. Но она оказалась талантливой художницей, участницей второй республиканской выставки 1935 года по сектору самоучек, показав замечательные натюрморты, выполненные в примитивном стиле, очень красивые и живописные. В музейной коллекции в КНМИИ им. Г. Айтиева хранятся шесть уникальных натюрмортов, самый ранний из которых датирован 1935 годом, а поздний – 1988-м, что позволяет говорить о том, что Диль-Афруз Мухамедовна не оставляла кисть и краски в течение всей жизни. Она изредка, но участвовала в различных выставках, в том числе и на родине Александра Илларионовича в городе Валуйки. Работала в наивной манере, преимущественно в жанре натюрморта, уделяя больше внимания цвету, нежели форме и композиции.