Жанр
Пейзаж
Период
Период неизвестен
Материал / Техника
Холст, масло
Дата создания
?
Размер
95х78,5
Номер
467-319-ж
1871-1960
Игорь Эммануилович Грабарь — русский и советский художник, историк искусства, реставратор, архитектор, педагог и музейный деятель. Лауреат Сталинской премии первой степени, академик Академии художеств СССР и Академии наук СССР, Народный художник СССР. И. Э. Грабарь родился в 1871 году в Будапеште, в семье Эммануила Ивановича и Ольги Адольфовны Грабарь. Отец художника был видным общественным деятелем и депутатом Будапештского парламента, однако будучи сторонником славянского освободительного движения, в 1876 году из за своих русофильских взглядов был вынужден переехать в Россию, где поступил учителем в гимназию города Егорьевска под фамилией Храбров. Ольга Адольфовна с сыновьями переехали в Россию в 1880 году и также взяли новую фамилию, которой Игорь Грабарь в последствии подписывал свои ранние работы. Поступив в 1882 году в московский лицей цесаревича Николая, Игорь Грабарь также начал посещать занятия по рисованию Московского общества любителей художеств. Закончив лицей в 1889 году, Игорь Грабарь поступил в Петербургский университет сразу на два факультета — юридический и историко-филологический. В годы учебы в университете он также подрабатывал написанием юмористических рассказов, рисовал иллюстрации и писал статьи об искусстве для журнала «Нива», и обучался в мастерской художника Павла Чистякова. Окончив университет, в 1894 году Игорь Грабарь все же выбрал карьеру художника и поступил в Академию художеств, где начал заниматься в мастерской Ильи Репина. Во время летних каникул в 1895 году молодой живописец отправился в свое первое путешествие по Европе, которое затянулась на пять лет. За это время он посетил Италию для изучения полотен эпохи Возрождения, обучался в Мюнхене у Антона Ашбе, а позже и сам преподавал в школе своего мастера, перешел из «Нивы» в новоиспеченный журнал «Мир искусства» и посетил Всемирную выставку 1900 года в Париже. Только в 1901 году Игорь Грабарь вернулся в Россию и поселился в Санкт-Петербурге, где продолжил сотрудничество с «Миром искусства», став одним из главных критиков художественного журнала. Искусствоведческая деятельность занимала одно из ключевых мест в жизни Игоря Эммануиловича, иногда приводя к застойным периодам для Грабаря-художника. В 1907-1908 годах Игорь Грабарь собирал архивные материалы и писал статьи о художниках, архитектуре и скульптуре для журнала «Старые годы» и начал сотрудничать с издателем Иосифом Кнебелем, занявшись подготовкой многотомной «Истории русского искусства», в которой он был автором нескольких ключевых разделов. В рамках этого сотрудничества Игорь Грабарь также написал книги об Исааке Левитане и Валентине Серове. В 1909 году И. Э. Грабарь также попробовал себя в роли архитектора. По его проекту был построен подмосковный санаторий «Захарьино», архитектурный облик которого отразил увлечение Грабаря русским классицизмом и архитектурой Возрождения в Италии. Строительство было завершено в 1914 году, а годом ранее, в 1913, художник занял пост директора Третьяковской галереи. Его особенно заинтересовала перспектива возможности изучать искусство художников не через стекло, а вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи и иных особенностей. Возглавив галерею, Игорь Эммануилович провел масштабную перепланировку экспозиции музея, превратив его из частной коллекции в музей европейского типа. Грабарь также составил первый научный каталог галереи, заново описав более четырех тысяч экспонатов. Игорь Грабарь пробыл директором галереи до 1925 года и за это время приобрел для Третьяковской галереи картины Ореста Кипренского, Павла Федотова, Ильи Машкова и Кузьмы Петрова-Водкина. От поста директора Третьяковской галереи он отказался в пользу работы в организованных им же в 1918 году Центральных реставрационных мастерских. Вплоть до 1930 года Игорь Грабарь в первую очередь являлся активным деятелем искусств, посещая мировые музеи в качества эксперта в области живописи и представителя советских художников. Лишь в период с 1930 по 1940 годы искусствовед основательно вернулся к занятиям живописью. Далее И. Э. Грабарь вновь сфокусировался на музейной деятельности, предложив конфисковать произведения искусства из музеев Германии и ее союзников в качестве компенсации за потери советских музеев. Он самостоятельно составлял списки лучших экспонатов музеев Европы, готовил "трофейные бригады" и принимал эшелоны с произведениями искусства. Также с 1937 года Игорь Эммануилович исполнял обязанности директора Института имени В. И. Сурикова, а позже директора Всероссийской Академии художеств и Института истории искусств АН СССР. Выдающийся художественный деятель, до последних дней вкладывающий все силы в развитие искусства и культуры, скончался в Москве в 1960 году.