Жанр
Пейзаж
Период
Русское искусство. Дореволюционный период
Материал / Техника
Холст, масло
Дата создания
1895
Размер
33х44
Номер
242-168-ж
1858-1929
Илья Семёнович Остроухов известен не только как художник-пейзажист и член Товарищества передвижников, но и как крупный коллекционер, продолжительное время занимавший руководящую должность в Третьяковской галерее. Его вклад в развитие русского искусства не ограничился живописными работами, но его творческий путь безусловно способствовал формированию вкуса и положению в художественном обществе, что в результате позволило Ильи Семёновичу приумножить его достижения в данной отросли. И. С. Остроухов родился в 1858 году в Москве, в небогатой купеческой семье Семёна Васильевича и Веры Ивановны Остроуховых. Интерес к рисованию проявился у мальчика в раннем детстве и его дядя, выпускник Академии художеств Сергей Васильевич Остроухов, обратил внимание на талант племянника когда тому было всего восемь лет. Однако всерьёз данное увлечение будущий художник начал воспринимать лишь в зрелом возрасте, изначально посвятив себя естествознанию. С 1870 года Остроухов обучался в Московской практической академии коммерческих наук и именно там увлёкся зоологией. Тогда же первый раз проявилась его тяга к коллекционированию - собранная им в 70-х энтомологическая коллекция была подарена Московскому университету. Удивительно, но естествознание косвенно привело Илью Остроухова к живописи, так как в 1974 году он познакомился с издателем Анатолием Ивановичем Мамонтовым, которому принёс свои зоологические очерки, и уже через издателя попал в художественное общество. Подружившись с семьёй Мамонтовых, известной своей тягой к искусству, в 1880 году Остроухов впервые посещает передвижную выставку в компании Анатолия Ивановича, под впечатлением от которой просит Александра Александровича Киселёва, дававшего уроки живописи детям Мамонтова, обучить рисованию и его. Особенно Остроухову пришлись по душе пейзажи Василия Дмитриевича Поленова, которые он неоднократно копировал в процессе обучения. В последствии Илья Семёнович познакомился не только с В. Д. Поленовым, но и с В. И. Суриковым и И. Е. Репиным, последний из которых также дал Остроухову несколько уроков и посоветовал тому поступать в Академию художеств. Вокруг Саввы Мамонтова, младшего брата Анатолия Ивановича, к тому моменту уже сформировался кружок художников, к которому в 1882 году присоединился и Илья Остроухов. Вместе с В. А. Серовым, В. М. Васнецовым и другими художниками кружка он занимался популярным тогда в обществе Мамонтова занятием, а именно оформлением театральных постановок. В том же 1882 году попытка И. С. Остроухова поступить в Академию провалилась и он начал обучение при Обществе поощрения художеств, при этом в частном порядке посещая мастерскую П. П. Чистякова и уроки И. Е. Репина. Постоянное стремление к обучению и развитию, многие лета проведённые в усадьбе Мамонтова и круг знакомств, несмотря на трудное материальное положение и отказ от Академии, позволили Остроухову продолжить сбор коллекции и начать участвовать в выставках. В 1884 году на выставке Общества поощрения художеств состоялся дебют художника, а в 1885 году, по воспоминаниям самого живописца, П. М. Третьяков уполномочил Остроухова сообщать ему, если тот увидит что-то потенциально интересное музею. Известно, что Третьяков полагал, что Илья Семёнович разбирается в живописи лучше всех других, потому последний имел большое влияние на приобретения Третьякова и даже имел право совершать покупки от имени Павла Михайловича при условии его отсутствия. В передвижных выставках Остроухов участвовал с 1886 года и также ценился Третьяковым как пейзажист. В 1891 году Илья Меменович становится членом Товарищества передвижных художественных выставок. В 1906 года И. С. Остроухов был избран действительным членом Академии художеств и надолго прекратил выставочную деятельность, хотя конечно же занятия живописью не бросил. Только в 1918 году, после многолетнего перерыва, он принял участие в выставке Союза русских художников с несколькими пейзажами. Вплоть до того момента Остроухов продолжал собирательную деятельность, однако Октябрьский переворот резко изменил весь уклад российской жизни. В том же году его личное собрание, находящееся в его доме в Трубниковском переулке, превратилось в государственную собственность, ставшую филиалом Третьяковской галереи под названием «Музей иконописи и живописи И. С. Остроухова», открытие которого произошло в 1920 году. Последние художественные работы его авторства датируются 1921 годом. Скончался И. С. Остроухов в 1929 году, после чего его дом-музей был расформирован и часть коллекции попала в Третьяковскую галерею, а часть разошлась по другим музеям России.