Период
Русское искусство. Дореволюционный период
Материал / Техника
Бумага,карандаш
Дата создания
?
Размер
33х44
Номер
КП 838-297-г
1869-1940
Филипп Андреевич Малявин родился в селе Казанка Бузулукского уезда Самарской губернии 10 (22) октября 1869 г. в крестьянской семье. С 1885 г. был послушником в монастыре святого Пантелеймона на Афоне (на Айон-Оросе) и работал там, в иконописной мастерской. Скульптор В.А. Беклемишев, побывавший на Афоне в 1891 г., обратил внимание на его работы и уговорил переехать в Петербург и поселил у себя. В 1892 г. Малявин поступил вольнослушателем на живописное отделение петербургской Академии художеств. В 1894 г., когда в Академии открылась мастерская И. Е. Репина, Малявин стал учиться там вместе с такими художниками, как И. Э. Грабарь, К. А. Сомов, А. П. Остроумова. Полотна молодого академиста приобретал для своей галереи П. М. Третьяков, о них писали газеты. Художник начал выполнять и заказные портреты. Написанная в качестве конкурсной работы картина «Смех» (1899), изображала баб в красных одеждах на зеленом лугу. Яркий колорит, размашистая манера письма вызывали интерес и ожесточенные споры. Совет профессоров АХ отверг эту картину, а звание художника Малявину было дано за серию портретов. В 1900 г. Малявин совершает поездку во Францию – его картина «Смех» выставлена на всемирной выставке в Париже и удостоена золотой медали (затем картина была выставлена в Венеции и куплена итальянским правительством для Венецианской Академии). В зарубежном собрании оказалось и следующее большое полотно художника – «Три бабы» (1901-02), его приобрел Люксембургский музей в Париже. 1900-е гг. стали периодом расцвета таланта Малявина, в это время он создает свои лучшие работы: «Баба в желтом» (1903), «Девка» (1903), «Две девки» (1910) и другие. В 1900-х гг. Филипп Андреевич участвует в выставках Товарищества передвижников, в 1906 г. показывает на выставке объединения «Мир искусства» свою картину «Вихрь». Впоследствии он также был членом «Союза русских художников». С 1900 жил преимущественно в усадьбе близ деревни Аксиньино под Рязанью, приезжая в Петербург и Москву. В 1900 г. Малявин приобрел усадьбу недалеко от Рязани и поселился там с семьей. В 1906 г. тридцатисемилетний художник, не имевший даже общего образования, был избран академиком и отправился в трехлетнюю заграничную поездку. Вернувшись на родину, Малявин вновь заставил говорить о себе. На выставке СРХ в январе 1911 г. он показал большой «Семейный портрет», который критика единодушно признала художественной неудачей. С тех пор художник редко выставлял свои картины, однако он продолжал интенсивно работать. Писал заказные портреты, много трудился в области станковой графики, выполняя в основном все те же портреты или изображения крестьянок. В 1918 Малявин с семьей переехал в Рязань, где занимался преподаванием. В 1920 г. переехал в Москву. Был делегирован «Союзом русских художников» в Кремль, где рисовал с натуры В.И. Ленина и других партийных лидеров. Командированный в 1922 году для устройства персональной выставки за границу, обосновался в Париже. В 1924 г. в парижской галерее Шарпантье с успехом проходит выставка Малявина. Многие его произведения, написанные за границей, по-прежнему создаются на русские темы, нередко приобретающей гротескную трактовку. На основе своих кремлевских рисунков создал цикл злых карикатур, обращается он и к пейзажу, пишет портреты. Наиболее известны его портреты балерины А. М. Балашовой (1924) и певицы Н. В. Плевицкой (1929). В 1930-х Малявин неоднократно организовывал собственные выставки в разных европейских странах. Из Парижа он переселился в Ниццу. Не знавший иностранных языков, оказавшись в 1940 в Брюсселе во время оккупации немцами Бельгии, Малявин был арестован по подозрению в шпионаже. Выпущенный вскоре на свободу, семидесятилетний художник с трудом пешком добрался до Ниццы, где и скончался 23 декабря 1940 г. Похоронен на русском кладбище в Ницце.