Жанр
Портрет
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Цемент, тон
Түзүү күнү
1936-1937
Өлчөмү
34х20х24
Номери
6231-205-с
Всего сохранилось восемь портретов и четыре из них можно назвать одинаковыми по содержанию, но разными по форме. Такую композиционную тему с вариациями способен сделать только выдающийся мастер. Взгляд у всех, устремленный вперед, открытый, человек с интересом вглядывается в новое незнакомое будущее. Черты лица азиатские (выпуклые щеки, широкие скулы), обобщенные, монументальные, они будто застыли в ожидании. В ожидании команды, как солдаты? Выделено только главное, подробности только там, где скрыта индивидуальность. На голове тюбетейка или это прическа такая? Непонятно. Скульптор не успел доделать свои работы до конца. Слишком маленький срок был отведен судьбой. У молодого человека жесткое волевое лицо, как у воина. Ноздри чуть раздуты, губы чуть сжаты. В виде подставки использован параллелепипед. Позитивные взгляды скульптора совпали с утверждением стиля соцреализма в изобразительном искусстве Кыргызстана. Серия портретов – это образ нового поколения, которому предстоит строить новую страну – Советскую Киргизию.
1905-1938
Венгерский скульптор. 18.09.1905, Будапешт. – 04.10.1938, Фрунзе. Основоположник кыргызского профессионального пластического искусства. Образование: обучался ювелирному ремеслу в частной мастерской, затем три года изучал искусство ваяния в Школе прикладных искусств г. Будапешта. В начале 30-х годов работы Л.Месароша экспонировались на выставках Национального салона в Будапеште, Риме, Мюнхене, Берлине, Граце. Эмигрировал в мае 1935 года в Советский Союз, в Москву. В марте 1936 он приехал вместе с семьей во Фрунзе, где работал как скульптор, архитектор и декоратор. В 1937 году организовал первую в республиках Средней Азии студию-интернат, в которой он был одним из первых педагогов по рисунку, лепке и основам скульптуры. В Киргизии Месарош создал эскизы фризов для зала заседания Дома правительства на тему революционной борьбы кыргызов, участвовал в проектировании железнодорожного вокзала во Фрунзе. Его планировку до сих пор сохраняет сквер у Дома правительства. Принимал участие в оформлении Национального банка и старого Дома правительства. Череда трагических обстоятельств неожиданно оборвала жизнь и творчество скульптора. По вымышленному обвинению, 21 марта 1938 года, Ласло Месарош - гражданин СССР, художник-скульптор, как сказано в документах, был арестован органами НКВД «по обвинению в сборе шпионских сведений в пользу одного государства». 5 сентября, особое совещание НКВД Киргизской ССР, осудило его, приговорив к высшей мере наказания - расстрелу. 4 октября 1938 года приговор был приведен в исполнение. После ареста скульптора, часть произведений была уничтожена. В КНМИИ имени Г.Айтиева бережно хранятся девять скульптурных произведений, которые были найдены на крыше первого музея изобразительных искусств в Дубовом парке, уцелевшие благодаря мужеству учеников Л.Месароша. Награды: В 1930-е годы - премия Будапешта за скульптуру «Прогулка», серебряная медаль за скульптуру «Сидящий рабочий» г.Граце, Австрия.