Жанр
Пейзаж
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1974
Өлчөмү
100х140
Номери
6021-1808ж
Линии облаков и гор, холмов и полей, прихотливо вьются и горизонтально вытягиваются. Каждый мазок летит вперед! Слева направо и немного вверх. Ветер на вспаханной зяби такой, что мог бы с легкостью снести стог сена и пасущихся коней. Но не сносит! Потому что художник нарисовал разные мгновенья: настоящего, прошедшего, будущего! Желтый и голубой – это затишье перед бурей. Стронциановая – само равнодушие. Стог ощетинился мазками, идущими против ветра. А его аэродинамика говорит нам о том, что здесь хорошо готовились к подобному испытанию. Кони насторожились, но пока мирно пасутся. А в коричневом будущем ветер разгонится до фантастических скоростей, и, подобно селевому потоку, будет низвергать камни и землю. Не верится, но такое бывает! Один только миг! А настоящее нависает серым сверху. Настоящее и должно быть сереньким. Только что был благостный закат, солнце освещало верхушки гор и небо было голубое, а теперь все потухло в тревожном ожидании. Черных туч не видно, видна только ужасная тень! Автор владеет всеми средствами живописной композиции. Это вам не «цветовые отношения» строить. Мастер гениально сплетает в один узор: статику и динамику, пространство и время!
1933-1995
Художник-прикладник. Народный художник Киргизской ССР. Лауреат Государственной премии Киргизской ССР им. Токтогула. Родился 4 мая 1933 года в селении Ичке-Джергез Иссык-Кульской области. В 1954 году окончил Московскую среднюю художественную школу-интернат при институте им. В.И.Сурикова. В 1960 году получил высшее образование в Ленинградском художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной, по специализации - художественное оформление тканей. Член Союза художников СССР с 1963 года. Получив высокую профессиональную подготовку, Дж.Уметов работал на основе традиционной художественной культуры кыргызского народа. Художник работал в различных техниках народного искусства - ала-кийиз (войлок, вваливание), чий (тростник, декорированный цветной шерстью). Произведения Уметова - это монументальные панно, не только по размерам, но и по восприятию пространства, цвета и рисунка. Их образная значительность и изысканная красота требуют рассматривания в музейной экспозиции или в обширном современном интерьере. Необходимым подспорьем для прикладного искусства Дж.Уметова является его станковая живопись, преимущественно натурные пейзажи, в которых яркая декоративность цвета мешает правдивому отображению характера и состояний кыргызской природы. Произведения Уметова удостоены Золотой медали Академии художеств СССР, Золотой медали ВДНХ СССР. Награждён Грамотой Верховного Совета Киргизской ССР, медалью "За доблестный труд".