Кызыл-Жар (На высоте)

Жанр

Бытовой

Период

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал / Техника

Холст, масло

Дата создания

1987

Размер

110х90

Номер

10645-2659ж

Собрались рабочие, скорее всего дорожные, слушают читающего газету. Женщины, мужчины, подросток. В калпаках, кепках, шляпах; один – голый по пояс; другой – верхом (возможно, он и доставил газету). У некоторых в руках лопаты. В горах нашли ртуть, или сурьму, и дорога понадобилась для нового поселка. Машин и механизмов не видно, идет ручная доводка. Работали целый день и вдруг узнают, что о стройке написали в газете! Написали, что это трудовой подвиг! Наврали, конечно, … немного. Зато теперь о них знает вся страна, весь мир! А что творится в Республике! Каждый день открываются новые месторождения, гидроэлектростанции, благоустроенные поселки! Шаблонны соцреализма, но как хорошо они работают! Кызыл-Жар – центр Кара-Кульджинского района. Раньше этот район назывался Советским, был переименован в 1992 году, автор родом из этих мест. Красные склоны, красный закат. Автор освоил суровый стиль, оценил его суровость. Сама жизнь стала похожа на суровый стиль. А художник всегда следует за жизнью и только иногда забегает вперед. К собравшимся идут женщины в красных платьях и черных безрукавках. Художник почувствовал, что чего-то не хватает, и, в дополнение к основной группе, нарисовал вдалеке красивое, яркое пятно, правильное и цельное. Там все, будто в униформе, а в основной группе – кто во что горазд! Там все маршируют, а здесь: один любезничает, другой не слушает. А может сомневается? Там никто не сомневается. Они, будто из другого мира. Они из прошлого? Или из будущего? А как думал сам художник?


Акынбеков Мэлс Токтосунович

(1942-1993)

Живописец. Родился 12 ноября 1942 года в селе Алай-куу Советского района Ошской области. В 1967 году окончил оформительское отделение Фрунзенского художественного училища. С 1970 года- Член Союза художников СССР. Главный художник Художественного фонда Киргизии. Работал, в основном как жанрист. Тематика работ разнообразна. Он воспевал красоту традиционного кыргызского быта и разрабатывал революционную тематику. В конце 70х годов художник создал ряд полотен на тему современных новостроек и цикл портретов передовиков сельского хозяйства. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Произведения находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в Государственной Третьяковской галерее и музеях СНГ. Награжден Серебряной медалью ВДНХ СССР. Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ Киргизской ССР.