Женщины в поле

Жанр

Бытовой

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, май боек

Түзүү күнү

1978

Өлчөмү

?

Номери

7481-2074ж

Как подобная, откровенно антисоветская, картина могла появиться в то время? Власти проглядели? А музейные эксперты решили: автор не специально, он талантливый, просто увлекся творческим поиском. Так какие претензии к работе, товарищи? Ну, во-первых! Понятно, что устали. Но они же работают, приближая светлое будущее всего человечества, и это должно было как-то отобразится в живописи! Есть же методы! Например, романтизация труда или поэтизация сельской жизни, как у Чынгыза Айтматова в повести «Джамиля». Перечитайте, пожалуйста… Во-вторых! Мы уже не требуем, чтобы вы показывали руководящую роль партии, но неформальный лидер у них должен быть. И они могли бы сгруппироваться вокруг него и слушать, например, политинформацию о росте доходов в колхозном растениеводстве… В-третьих! Мы считаем, то советские женщины имеют, как правило, античные пропорции, как, например, в монументальных полотнах Теодора Герцена. Но не настаиваем, пусть в этом вопросе царит полный реализм. Но женщины у вас слишком…, слишком приземленные что ли. Где реализм? Его нет, а есть настроение неудовлетворенности советской действительностью… И наконец, в-четвертых! Мы, конечно, не специалисты, но что-то с колоритом не так. Мы понимаем, что сумерки, но светлый лучик мог бы блеснуть в темном царстве. Ну и что, что так не бывает! Это же искусство! Где ваша фантазия, товарищи художники! Пофантазируйте, пофантазируйте, пожалуйста! … Но художник оставил все как есть. Рабочий день на колхозном поле почти закончился: собирали свеклу вручную, немного осталось. Женщина в коричневом нагнулась и осторожно тянет за ботву. Остальные, разноцветные, решили передохнуть. Смотрят в разные стороны; еще многое надо успеть по хозяйству, ужин приготовить, скотину встретить, во дворе прибраться. Хочется посудачить, а поле не кончается. Сильные, большерукие, тяжеловесные крестьянки. Автор относится к своим персонажам отстраненно, холодновато и… пафосно! Люди при любой власти, с любой идеологией, остаются просто людьми. Они и об общественном позаботятся, они и о своем успевают!


Артыкбаев Карабек

(1948-2010)

Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родился 15 февраля 1948 года в селе Кенен-Арык Московского района Киргизской ССР. В 1968 году окончил Фрунзенское художественное училище и в 1974 году - Московский государственный институт им. В.И.Сурикова, мастерскую А.М.Грицая. С 1975 года-член Союза художников СССР. Для К.Артыкбаева характерно ясное реалистическое видение мира, интерес к лучшим традициям кыргызской живописи. Он выбирает сюжеты, позволяющие дать широкую картину народного быта, в котором новые социальные отношения сочетаются с ещё не ушедшими обычаями прошлого, а также работает в историко-революционной теме. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Произведения находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г.Айтиева, в Государственной Третьяковской галерее, Академии художеств России. Награждён Дипломом Академии художеств СССР. Почётным дипломом ВДНХ СССР, Грамотой Президиума Верховного Совета Киргизской ССР.